???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Опыт Франции по организации медицины труда Печать
    В журнале «Медицина труда и промышленная экология», № 5, 2013 помещена статья доктора биологических наук, профессора Э.И. Денисова (ФГБУ «НИИ Медицины Труда» РАМН, Москва) «Реформа медицины труда во Франции: состояние проблемы и новый закон».
    В статье рассмотрено состояние проблемы медицины труда во Франции и новый закон № 2011-867 «Относительно организации медицины труда», дополненный двумя декретами, которыми вводятся службы здоровья на работе, выполняющие в основном профилактические задачи.
    Опыт Франции по введению службы здоровья на работе весьма положительно сказывается на выявлении профессиональных заболеваний и может использоваться и в нашей стране.
    Публикуем статью с небольшими сокращениями.


    Во Франции в 2011-12 г.г. проведена законодательная реформа по здоровью на работе: принят закон, вносящий поправки в Трудовой кодекс, и два правительственных декрета со сроком введения с 1 июля 2012 г. Этими актами в стране введены службы здоровья на работе. Ниже изложено состояние проблемы медицины труда во Франции [5, 7, 8], а также основные положения нового закона и декретов [3, 4, 6] (перевод документов выполнен автором).
    Состояние и проблемы медицины труда во Франции. В стране с населением 65,3 млн. чел. (данные 2012 г.) 55% населения – трудоспособных возрастов (моложе 20 лет – 25% и старше 60 лет – 20%). Средняя продолжительность жизни мужчин 74, женщин 82 года. Это преимущественно экономика услуг (72%), в промышленности (24%) развито машиностроение (авиа- и судостроение), электроника, связь, информатика и т.п. ВВП на душу населения аналогичен таковому Германии и Великобритании, но ниже уровня США на 30%; производительность труда за час работы, по данным ОЭСР, во Франции в 2005 г. была самой высокой из стран «Большой восьмерки». При этом особенностью Франции в Евросоюзе является приоритет заботы о здоровье работников.
    Во Франции действуют три системы оценки профессиональных заболеваний (ПЗ): по их списку, дополнительная система и система перспективного учета. Список ПЗ оформлен в виде таблиц с графами: обозначения болезней (указаны симптомы и патологические изменения с методами и критериями оценки); сроки ответственности от прекращения экспозиции вредных производственных факторов до констатации болезни (от нескольких дней до 40 лет) и списком работ (примерным или ограничительным), при которых возможно развитие данного заболевания. Всего список ПЗ включает 114 таблиц.
    С 1993 г. действует дополнительная система связи заболевания с работой для случаев, когда болезнь есть в списке, но не соблюдены все критерии её оценки или болезни нет в списке, но она является следствием профессиональной деятельности и вызвала у работника постоянную нетрудоспособность не менее 25% или смерть. В таких случаях для установления связи заболевания с работой готовят документы по особой форме и представляют их в Региональный комитет признания ПЗ (CRRMP), решение которого можно оспорить в суде.
    Третья система так называемых болезней профессионального характера (MCP) имеет целью сбор информации о новых формах ПЗ, которые в будущем могут подлежать компенсации. Однако на практике эта система работает не очень хорошо [8].
    Во Франции самая высокая выявляемость ПЗ в Европе. Например, в 2006 г. было заявлено 72742 случая подозрений на ПЗ, из них признано 51142 случая, т.е. доля признанных от заявленных составила 70,3%, а частота заявленных и признанных была 401 и 282 случая на 100 тыс. застрахованных. В 2008 г. признано 59884 случая ПЗ, в том числе с постоянной нетрудоспособностью 23134, из них с летальным исходом 425 случаев. В структуре нозологических форм ПЗ наибольший удельный вес приходится на болезни суставов – 56,2%; болезни от асбестовой пыли составляют – 7,7%; хронические поражения спины от тяжелых нагрузок – 3,9%; болезни, вызванные шумом, – 1,8%; хронические поражения спины от общей вибрации – 0,6%; вибрационная болезнь от ручных инструментов – 0,3%; инфекционные болезни медработников – 0,16%.
    Следует отметить, что число ПЗ за 16-летний период с 1989 по 2005 г.г. увеличилась с примерно 5 тыс. до 50 тыс. случаев ежегодно, в том числе и за счет новой системы учета всех нозологических форм ПЗ у каждого работника. Франция дает почти половину всех ПЗ в Евросоюзе (около 44 тыс. из 88 тыс. в 2010 г.).
    Более того, комиссия Счетной палаты Франции в 2010 г. оценила экономические потери от невыявленных ПЗ и травм в 587-1110 млн. евро, из них на травмы приходится только 99 млн. евро. Комиссия в отчёте предложила разрешить принимать заявления работников о подозрении на профзаболевания среднему медперсоналу организаций ввиду нехватки врачей [7].
    Во Франции работают 5737 врачей по медицине труда, из них 1693 мужчин и 4043 женщин, в том числе свыше половины в возрасте 55-64 лет как у мужчин, так и женщин, а в возрасте до 35 лет – 61 мужчина и 156 женщин [8]. Для сравнения – в России в центрах профпатологии на конец 2009 г. работали 692 врача, 856 медсестер и 419 сотрудников младшего медперсонала [2].
    Эти факты свидетельствуют о большом внимании, которое уделяют во Франции охране здоровья работников. Следует отметить, что закон и декреты, описанные ниже, были приняты в период, когда у власти во Франции были правые партии, а Президентом страны был Н. Саркози.
    Закон о медицине труда. Национальная ассамблея и Сенат приняли, а Президент Французской Республики утвердил «Закон №2011-867 от 20 июля 2011 г. относительно организации медицины труда», которым внесены изменения и дополнения в ряд статей Трудового кодекса [6].
    Главной функцией служб здоровья на работе (СЗР) (services de santé au travail – фр.) является предотвращение любого ухудшения здоровья работников вследствие их работы. Для этого они:
- осуществляют деятельность по охране здоровья на работе с целью сохранения физического и психического здоровья работников на протяжении всего их профессионального маршрута;
    - консультируют работодателей, работников и их представителей по условиям и необходимым мерам для исключения или снижения профессиональных рисков, улучшения условий труда, предупреждения потребления алкоголя и наркотиков на рабочем месте, предупреждения или снижения трудовой нагрузки и профессионального исключения и содействия занятости работников;
    - обеспечивают мониторинг состояния здоровья работников с учетом рисков для их безопасности и здоровья на работе, трудовой нагрузки и возраста;
    - принимают участие в наблюдении за состоянием здоровья работников, расследовании профессиональных экспозиций и санитарном надзоре.
    В СЗР эти функции выполняют врачи по труду (medicins du travail – фр.), действуя в координации с работодателями, членами комитета гигиены, безопасности и условий труда или представителями работников и другими лицами или организациями.
    Функции СЗР осуществляет междисциплинарный отдел по здоровью на работе (équipe pluridisciplinaire de santé au travail – фр.), включающий врачей по труду, медицинских сестер и специалистов по предупреждению профессиональных рисков. В отделы могут входить помощники и специалисты, привлеченные по согласованию с врачами по труду. Отдел возглавляет и координирует работу врач по труду.
    Структурная схема служб здоровья на работе приведена на рисунке.
 
 
 
Схема функционирования служб здоровья на работе
по закону Французской Республики № 2011-867

    Приоритеты СЗР, помимо базовых функций, предусмотренных законом, уточняются направлениями национальной политики по вопросам сохранения и укрепления здоровья и безопасности на работе, улучшения условий труда, а также региональными установками и местными реальностями в рамках многолетнего контракта целей и средств, заключенного между службой с одной стороны и административной властью и компетентными органами социального обеспечения с другой стороны, по согласованию с организациями работодателей, представительных профсоюзных организаций работников на национальном уровне и региональных органов здравоохранения. Срок, условия реализации и особенности пересмотра контрактов целей и средств, указанных выше, определяются декретом правительства.
    Врач по труду выполняет свои функции в условиях профессиональной независимости, определенной и гарантированной законом. Особенности действий персонала СЗР уточняются декретами правительства.
    В законе есть глава «Помощь работодателю в менеджменте здоровья и безопасности на работе». Работодатель назначает одного или нескольких компетентных работников для деятельности по ограничению профессиональных рисков на предприятии. Эти работники при их желании имеют возможность повышать квалификацию по вопросам здоровья на работе. Если на предприятии нет таких специалистов, то работодатель может привлечь (после уведомления комитета гигиены, безопасности и условий труда или, в их отсутствии, представителей работников предприятия) сотрудников из СЗР, обслуживающих группу предприятий, зарегистрированных должным образом в административных органах и компетентных в области предупреждения профессиональных рисков и улучшения условий труда.
    Работодатель может привлечь также профилактические службы касс социального обеспечения при поддержке Национального института исследований и безопасности в рамках превентивных программ, упомянутых в Кодексе социального обеспечения, Профессиональную профилактическую организацию строительства и общественных работ и Национальное агентство по улучшению условий труда и сеть его органов. Такое привлечение осуществляется в условиях, гарантирующих независимость профессиональной деятельности врача и упомянутых выше людей и организаций; его условия определяет декрет правительства.
    По истечении 18 месяцев с даты утверждения закона условия коллективных соглашений, включающих обязанности по вопросам медицинских обследований, осуществляемых врачом по труду, отличающиеся от предусмотренных Трудовым кодексом или Кодексом сельского хозяйства и морского рыболовства, будут недействительными.
    Если врач по труду констатирует наличие риска для здоровья работников, то он предлагает обоснованные детальные меры, направленные на его предотвращение. Работодатель принимает во внимание эти предложения, а в случае отказа излагает в письменном виде мотивы, по которым он не может дать ход этим рекомендациям. Когда врач по труду отвечает на вопрос работодателя о функциях, возложенных на него законом, он сообщает свои рекомендации в письменном виде. Рекомендации врача по труду и ответ работодателя представляют в комитет гигиены, безопасности и условий труда его по запросу, а при его отсутствии представителям работников предприятия, инспектору или контролеру труда, врачу-инспектору по труду или агентам превентивных органов социального обеспечения.
    СЗР управляется на паритетных началах советом в составе:
    - представителей работодателей, назначенных группой предприятий;
    - представителей работников группы предприятий, назначенных профсоюзными организациями на национальном и профсоюзном уровне.
    Председателя совета, имеющего решающий голос в случае равенства голосов, избирают из представителей работодателей, а казначея – из представителей работников.
    Организацию и управление СЗР контролируют:
    - либо комитет группы предприятий, созданный комитетами заинтересованных предприятий;
    - либо ревизионная комиссия, составленная из 1/3 представителей работодателей и 2/3 представителей работников; её председателя избирают из представителей работников.
    В СЗР группы предприятий создается медико-техническая комиссия с задачей выбора приоритетов службы и действий междисциплинарного характера его членов. Комиссия разрабатывает проект многолетнего плана, который определяет приоритеты действий в рамки контракта целей и средств, предусмотренных законом. Проект представляют на рассмотрение административного совета.
    Разрыв договора найма с врачом по труду подлежит согласованию с инспектором по труду после уведомления врача-инспектора по труду. Инспектор по труду констатирует, что это не связано с выполнением функций врачом по труду и не является дискриминационной мерой.
    Отраслевой коллективный договор может предусматривать отступления от правил организации СЗР, а так же условий наблюдения за состоянием здоровья работников, если эти отступления не изменяют периодичность медицинских обследований, определенную настоящим законом. При затруднениях или несогласии с решением врачей работодатель или работник могут потребовать медицинского обследования у врача по труду, входящего в СЗР группы предприятий, подписавших протокол.
    Декрет определяет условия, при которых СЗР могут нанять, после выдачи лицензии замены и разрешения компетентных департаментских советов врачей, на временную работу одного интерна со специализацией, который будет работать под контролем опытного врача по труду СЗР.
    Директор СЗР группы предприятий силами междисциплинарного отдела по здоровью на работе и под руководством президента осуществляет деятельность, одобренную административным советом в рамках проекта многолетней работы.
    Декрет определяет правила организации, выбора и финансирования СЗР, а также условия наблюдения за состоянием здоровья работников ряда категорий (временные, сезонные работники, стажеры и др.); они пользуются защитой наряду с другими работниками. Правила и особые условия не могут влиять на периодичность медицинских осмотров, определенную законом.
    Декрет №2012-135 от 30.01.2012 об организации медицины труда [3]:
    - уточняет функции СЗР группы предприятий, в частности, функции врача по труду, и определяет формы работы членов междисциплинарного отдела;
    - определяет условия проведения индивидуальных медицинских наблюдений за состоянием здоровья работников (периодические и углубленные медицинские осмотры);
    - уточняет условия выполнения функций привлекаемых внешних специалистов по предупреждению профессиональных рисков.
    Функции врача по труду. Он является советником работодателя, работников, представителей персонала и социальных служб по следующим вопросам:
    - улучшение условий жизни и труда в организации,
    - адаптация рабочих мест, техники и ритма труда к физическому и психическому здоровью, в частности, для сохранения работников на работе,
    - защита работников от комплекса вредных факторов, в частности, от риска несчастных случаев на работе и воздействия опасных химических веществ,
    - общая гигиена в организации,
    - гигиена в службах питания,
    - профилактика и санитарное просвещение работников в связи с их профессиональной деятельностью,
    - реконструкция или новое строительство,
    - модификация оборудования,
    - внедрение новых форм труда или изменение организации ночных работ.
    Врач по труду должен иметь квалификацию по медицине труда, или в оговоренных законом исключительных случаях персональный сертификат для работы по медицине труда, или свидетельства (авторитет и признание) возможности работы по медицине труда и предупреждению профессиональных рисков. Он проводит медосмотры при приеме на работу и определяет медицинскую пригодность работника к работе на данном рабочем месте.
    Медицинское наблюдение за состоянием здоровья работников включает медосмотры при приеме на работу и периодические, в т.ч. углубленные медосмотры. Необходимо отметить, что во Франции, как и в други странах-членах ЕС, медосмотры не обязательны для работников, т.к. согласно ст. 14 «Наблюдение за здоровьем» Директивы Евросоюза 89/391/EEC от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников», медосмотры проводят по желанию работника, но могут быть частью национальной системы здравоохранения.
    Медосмотры при приеме на работу могут проходить работники до начала работы или в течение испытательного срока; его проводит врач по труду. Цели этих медосмотров:
    - удостовериться в пригодности по медицинским показаниям работника к рабочему месту, предусмотренному работодателем,
    - предложить возможную адаптацию рабочего места или перевод на другие места,
    - определить, не болен ли работник заболеванием, опасным для других работников.
    Углубленные медосмотры проводят до начала работы. Их могут проходить лица до 18 лет, беременные женщины, инвалиды, работники, подвергающиеся воздействию ионизирующих излучений, асбеста, свинца, повышенного давления, шуму, вибрации (при условиях, указанных в статьях R 4434-7 и др.), биологическим агентам групп 3 и 4, канцерогенам, мутагенам и репротоксикантам категорий 1 и 2.
    Периодические медосмотры проводят один раз в 2 года (статья R 4624-16). Их цель – убедиться, что работник может по медицинским показаниям оставаться на данном рабочем месте и информировать его о медицинских последствиях воздействий на рабочем месте и необходимом медицинском наблюдении.
    Декрет №2012-137 от 30.01.2012 об организации и функционировании СЗР [4] определяет:
    - условия организации и функционирования СЗР,
    - возможные формы СЗР для отдельных предприятий, группы предприятий и т.п.,
    - условия их создания и взаимодействия с региональными дирекциями по конкуренции, потреблению, труду и занятости,
    - роль медико-технических комиссий и формы их работы,
    - вопросы медосмотров и консультаций.
    Заключение. Проведенная во Франции реформа заложила правовые основы для функционирования современной системы охраны здоровья на работе. При этом акцент сделан на профилактике в соответствии с Конвенцией МОТ №161 «О службах гигиены труда». В связи с запланированной на 2012 год ратификацией Российской Федерацией этой Конвенции приведенные цифры и факты, а также описанный опыт следует использовать для модернизации отечественной системы охраны здоровья работников. Это важно для решения социальных проблем и обеспечения трудовыми ресурсами экономики страны, особенно её инновационных и высокотехнологичных отраслей.
    Список литературы
    1. Денисов Э.И., Степанян И.В., Челищева М.Ю. Медицина труда в Евросоюзе: стратегия, директивы, руководства, статистика // Медицина труда и промышленная экология. – 2011. – №4. – С.1-8.
    2. Котенко К.В., Бушманов А.Ю., Бирюков А.П. Состояние и пути совершенствования работы профпатологической службы Российской Федерации. – Матер. IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. – Москва, 24-26 ноября 2010 г. – М.: Дельта, 2010. – С.10-12.
    3. Décret n 2012-135 du 30 janvier 2012 relatif à l'organisation de la médecine du travail / [Электронный ресурс] /
URL:http://www.lexinter.net/Decrets/decret_du_30_
janvier_2012_relatif_a_l%27organisation_de_la_
medecine_du_travail.htm (дата обращения: 12.07.2012) 
    4. Décret n 2012-137 du 30 janvier 2012 relatif à l'organisation et au fonctionnement des services de santé au travail / [Электронный ресурс] /
URL:http://www.lexinter.net/Decrets/decret_du_30_
janvier _2012_relatif_a_l'organisation_et_au_
fonctionnement_des_services_de_sante_au_travail.htm (дата обращения: 12.07.2012) 
    5. Eurogip. Statistical review of occupational injuries. France. Data 2008 // Set of statistical data relating to accidents at work and occupational diseases in the European Union Member States. Ref. Eurogip-48/E. – Paris, 2010. – 20 pp.
    6. Loi № 2011-867 du 20 juillet 2011 relative à l'organisation de la médecine du travail / [Электронный ресурс] / URL:
http://www.lexinter.net/lois4/loi_du_
20_juillet_2011_relative_a_l%27organisation_de_la_
medecine_du_travail.htm (дата обращение: 12.06.2012).
    7. Rapport de la commission N.Diricq instituée par l’article L. 176-2 du Code de la Sécurité Sociale. Juin 2011. – 171 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http://www.annuaire-secu.com/pdf/rapport-commission-diricq2011.pdf (дата обращения: 14.05.2012).
    8. Ravallec C. Réforme de la médicine du travail. Décrets d’application de la loi du 20 juillet 2011 // Travail & Securité. – 2012, Avril. – P.12-13.

   Теги: Реформа медицины труда, охрана труда, здоровье работника, законодательство, профилактика профессиональных заболеваний

 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту