???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Роструд: рекомендации по увольнению работников при ликвидации организации Печать

Рекомендации(*)
Федеральной службы по труду и занятости по вопросу
соблюдения трудового законодательства при увольнении
работников в связи с ликвидацией организации


    На основании части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель имеет право расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
    В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 81 трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
    Согласно пункту 2 статьи 61(**) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано:
    • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;     • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
    Порядок ликвидации кредитной организации установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». На основании статьи 23.3 данного закона решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Закон N 40-ФЗ) для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).
    В силу пункта 1 статьи 50.16 Закона N 40-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
    Из положений статьи 62 ГК РФ и статьи 50.21 Закона N 40-ФЗ следует, что со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации полномочия ее руководителя и иных органов управления кредитной организации осуществляет ликвидатор (конкурсный управляющий).
    Часть шестая статьи 20 ТК РФ устанавливает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
    Таким образом, права и обязанности работодателя в период конкурсного производства осуществляются конкурсным управляющим.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 50.16 Закона N 40-ФЗ конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.
    После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 50.37 Закона N 40-ФЗ - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России (пункт 1 статьи 50.44 Закона N 40-ФЗ).
    Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей указанной регистрации, установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (пункт 3 статьи 50.44 Закона N 40-ФЗ).
    Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).
    Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что основанием увольнения работников кредитной организации по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ является решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации, а не факт завершения процедуры ликвидации, подтверждаемый внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией. Иными словами, работодатель, функции которого выполняет конкурсный управляющий, вправе увольнять работников по данному основанию в течение всего периода конкурсного производства с соблюдением требований, установленных статьями 178 и 180 ТК РФ.     Данный вывод подтверждается судебной практикой. В частности, суды исходят из того, что отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о ликвидации организации само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2012 г. по делу N 11-13139, апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 15 января 2014 г. по делу N 33-164/2014).

    Исполняющий обязанности начальника
    Управления по федеральному государственному
    надзору за соблюдением трудового
    законодательства и иных нормативных
    правовых актов, содержащих нормы
    трудового права, заместитель
    председателя рабочей группы
    Е.Н. Иванов

_______________
    Примечания:
    *Рекомендации утверждены на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 3 от 15.07.2014
    **Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года статья 61 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой основания ликвидации установлены пунктами 2 и 3.

    Теги: Рабочая группа по информированию и консультированию работников и работодателей, соблюдение трудового законодательства, нормы трудового права

 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...