???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Психологические компьютерные зависимости Печать

С появлением глобальной компьютерной сети Интернет возникает всё больше и больше новых проблем и вопросов. Так было со всеми техническими новинками - телеграфом и телефоном, радио и телевидением, поездом и автомобилем. Возникают новые страхи - так устроено общество. Одним из основных "социальных" страхов, связанных с Сетью, является так называемая Интернет-зависимость. Самое интересное, что психологи еще даже не определились окончательно, что же это такое и существует ли она вообще.

Само понятие Интернет-зависимости впервые было введено психологом Айваном Голдбергом в 1996 году и описывало патологическую, непреодолимую тягу к веб-серфингу. Многие симптомы в описании "по Голдбергу" совпадают с описаниями алкоголизма. Многие психологи уверены, что на самом деле никакой Интернет-зависимости не существует. Интернет в данном случае - лишь подвернувшийся под руку "инструмент" ухода от реальности. Если бы его не было, тот же самый человек нашел бы себе что-либо иное. А то, что называют "Интернет-зависимость", - явление того же рода, что и пристрастие к азартным играм.
Человеку хорошо в Сети, причем хорошо настолько, что он не хочет покидать Интернета. Кто-то другой по той же причине не может бросить пить, а кто-то - оторваться от просмотра телесериалов. Так что не стоит перегибать палку. Нет ничего страшного в том, чтобы немного поиграть или пообщаться со знакомыми за тысячи километров. Но нельзя допускать, чтобы игроман терял чувство реальности, а "житель" чата - способность общаться устно. Многие наблюдатели вполне справедливо отмечают: людей с явно выраженной Интернет-зависимостью стоило бы обследовать еще до постановки этого диагноза. Скорее всего, определенные отклонения в поведении у них были и прежде.
Кибермания часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо наоборот, такая зависимость следует за пристрастием к Интернету. У нее очень много общего с такими нехимическими маниями как трудоголизм и гэмблинг (игромания). Это косвенно подтверждается тем, что сравнительно часто среди лиц, страдающих Интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или донжуаны. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а временное увлечение новой "игрушкой".

В медицине известны способы лечения синдрома отмены ("ломок" в простонародье). Они развиваются в течение нескольких дней после отказа от наркотика, скажем от героина. А лечат ломки с помощью перевода пациента на более "легкие" наркотики, например, метадон. В этом смысле, для многих алкоголиков, наркоманов, курильщиков и других людей, склонных к химическим зависимостям, Интернет стал более "легким" наркотиком и шансом избавиться от более серьезных зависимостей. Известны случаи, когда алкоголики и наркоманы сократили злоупотребление вредными веществами, а многие и вовсе отказались от них, благодаря многочасовым сессиям в Сети. То есть, они заместили одну зависимость на другую. По такому же принципу работают многие методы психотерапевтического лечения зависимостей: заместить вредную привычку на более "экологичную", безопасную. Скажем, в группах анонимных алкоголиков и наркоманов развивается зависимость от общения в группе.
Также, Интернет-зависимость является более "экологичной" по сравнению с зависимостями от религиозных сект, где людьми откровенно манипулируют с целью установления власти и материальной наживы. Известно, что в секты тоже попадают в основном внушаемые люди. Участники этих религиозных движений постепенно утрачивают собственную волю или сходят с ума.
Австралийские медики лечат детей 5-18 лет с тяжелыми ожогами компьютерными играми, как дополнительным болеутоляющим средством. В госпитале Аделаиды в качестве "игрового" обезболивания использовали закрепленные на голове два миниатюрных компьютерных экрана и специальный сенсор, который позволял детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров. После перевязки детей просили определить свои болевые ощущения по 10-балльной шкале. Боль во время процедуры с традиционным обезболиванием пациенты определили как 4,1 балла, а при добавлении компьютерной игры - 1,3 балла. Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях.
Итак, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних. А что же происходит со здоровыми во время продолжительных компьютерных игр?
Китай - одна из стран с наиболее широко развитой инфраструктурой широкополосных соединений и онлайновыми играми. Всего на территории страны насчитывается более 17млн on-line-игроков. При этом, в отличие от активных видов спорта, компьютерные игры не могут ограничить "спортсмена" усталостью в мышцах, ибо не требуют высокой подвижности, проверяя скорее выносливость организма.
Увлечение компьютерными играми среди подрастающего и уже подросшего поколений порой переходит в клинические формы, когда игроки проводят за мониторами по 15 и больше часов в сутки. Общественность потряс получивший известность случай, когда один из игроков провел за игрой около 50 часов, после чего потерял сознание, был госпитализирован и умер спустя три часа. Но рекорд без сомнения принадлежит умершему в Кванджу геймеру, который умудрился провести за непрерывной игрой 86 часов.
Один игрок многопользовательской онлайновой игровой системы Project Entropia выиграл аукцион по продаже недавно созданной "космической станции"-курорта, который существует только в рамках этой игры. Теперь он станет ее владельцем за 100 тысяч долларов. Другой китайский подросток просидел в Интернете практически непрерывно трое суток, после чего родители посадили его под домашний арест. Тогда он попытался сбежать в Интернет-кафе, спрыгнул с четвертого этажа и разбился насмерть. Еще один китаец - 41-летний житель Шанхая - убил партнера по онлайновой игре "Legend of Mir 3" за "украденный" виртуальный меч.
Но самое страшное, когда игроманы теряют чувство реальности и переносят элементы игр в реальную жизнь. Многие игры основаны на жестокости. Например, нужно машиной давить пешеходов или убивать ножом прохожих на улице. Стоит ли удивляться потом, что в новостях рассказывают о том, как один, внешне благополучный, подросток принес ружье в школу и устроил беспорядочную стрельбу, а другой ни с того ни с сего зашел в синагогу с ножом и начал резать людей без разбору. Знакомый моего знакомого рассказывал, что, встав из-за компьютера после игры "Carmageddon" сел в машину и поехал домой. Увидев на переходе старушку, забыл, что он не в игре, и попытался ее сбить. Чем бы это всё закончилось, если бы в последний момент он не опомнился?
Появились люди, не способные к прямому вербальному общению. Например, будучи студентом, в 1998 году я писал реферат по материалам статьи, где описывался случай в Голландии, когда мальчик 14 лет приглашал на свидание девочку, они приходили в парк, садились на скамейку, включали ноутбуки и, сидя в метре друг от друга, переписывались через Интернет. Еще один мой знакомый рассказывал, что учился вместе с чудаком, который, имея нормальный слух и голос, общался со всеми посредством записок, чурался незнакомых людей и проводил за компьютером более 14 часов в день.
Возрастающая компьютеризация и Интернетизация выявила новую проблему. За рубежом, ею начали заниматься еще в конце 80-х. Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он-лайн. Интернет сам по себе нейтральное средство. Но феномен Интернет-зависимости привлекает внимание ученых и средства массовой информации с 1994 года и по сей день.
Привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами. Общее название патологической тяги к компьютеру - кибермания, кибер-зависимость или патологическое использование компьютера (PCU - pathological computer use). Отдельно выделяют различные Интернет-зависимости.
Интернет-зависимость, Интернет-аддикция, нетаголизм, маниакально-депрессивная зависимость от виртуального мира, сетемания, навязчивая потребность в Сети - участие в разнообразных обсуждениях на форумах и чатах, онлайновые игры, постоянные покупки или участие в аукционах, использование Сети для общения ради самого факта общения.
Киберсексуальное влечение, киберсексуальная зависимость - просмотр порнографии и/или занятие киберсексом. Опросы показали, что мужчины обычно предпочитают смотреть порнографию, а женщины - заниматься киберсексом (что-то вроде секса по телефону, но через Интернет).
Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянно новые знакомства.
Информационная перегрузка, навязчивый web-серфинг - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам; черпание все новой и новой, но далеко не всегда нужной информации. Игромания, игровая зависимость, виртуальная аддикция, - навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Симптомы кибермании

Хотя болезнь еще очень молода, психологи успели провести достаточное количество исследований ее симптоматики. Постановка правильного диагноза зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени расстройства.
Кое-кто утверждает, что в пристрастии к Сети не больше патологии, чем в авиамоделизме. Однако и авиамоделист может дойти в своем увлечении до такого состояния, что его поведение вряд ли можно будет назвать нормальным. Таких людей называют "одержимыми", но их не много. Интернет же, в отличие от того же авиамоделизма, обладает свойствами наркотика, и "потреблять" его можно в опасных количествах, не чувствуя дискомфорта.
Предвестники Интернет-зависимости: жуткий жаргон, напоминающий речь уголовников; полное отсутствие понятия о времени; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых на покупки в он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых на оплату услуг провайдера.
Физические симптомы: головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна; слезоточивость; воспаленные, покрасневшие глаза; высокая степень нервного и физического истощения; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером и ощущение пустоты, депрессии, чувства беспомощности, виновности, раздражения при его отсутствии; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; мысли о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушение последующих; навязчивое желание проверить e-mail; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете.

Причины возникновения кибермании

Согласно данным недавнего исследования, проведенного социологами из Пенсильванского университета, люди практически всегда заводят "романтические" отношения со своими компьютерами. Просто в силу природной склонности к одушевлению мертвых предметов. Когда вы приобретете компьютер, он может стать для вас другом, любимцем или чем-то подобным. Запомните раз и навсегда и повторяйте себе каждый день: "Компьютер не наделен интеллектом и не может самостоятельно выполнить никаких действий. Это очень сложный инструмент. Гораздо сложнее гаечного ключа или электронного вольтметра. Но он был и останется неодушевленным предметом. Он только выполняет те команды, которые вложил в него программист или отдаю ему я".
Однако, анализ поведения студентов Пенсильванского университета при использовании восьмисот компьютерных терминалов, расположенных на территории учебного заведения показал, что, имея возможность выбора из нескольких компьютеров, студенты демонстрировали явную предрасположенность к той или иной машине, а некоторые доходили до того, что готовы были стоять в очереди, лишь бы усесться за какой-то конкретный терминал. При этом, студенты прекрасно понимают, что компьютер - это всего лишь кусок железа, напичканный определенным набором программ. И все же они склонны относиться к нему, как к живому существу, наделенному чертами личности.
Общаясь в Интернете, пользователь переносит одушествленные отношения от компьютера (материализованного "щупальца" сети) и на сам Интернет. В итоге, пользователь начинает забывать, в каком мире он находится и постепенно теряет связь с реальностью, а интерактивные компоненты сети облегчают этот процесс.
Интернет имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными формами человеческого общения. Ведущий китайский специалист в области Интернет-зависимости К.Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), MUDs (по-русски - многопользовательские миры, MПM) (28%), телеконференции (15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационные протоколы (ftp, goper) (2%). Приведенные сервисы сети можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что подавляющее большинство (91%) Интернет-зависимых пользуется только сервисами, связанными с общением. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).
Первая и важнейшая особенность - анонимность общения (мнимая, на самом-то деле). Существует возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя. В виртуальной группе люди становятся способными высказывать суждения, противоречащие мнению других людей о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, не взирая на авторитеты; говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются недосягаемыми и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.
Люди, которые испытывают в повседневной жизни то, что психологи называют коммуникативными затруднениями (комплексами), находят в сетевом общении своего рода отдушину. Не секрет, что в Интернете кипят подчас настоящие шекспировские страсти. В результате Сеть становится источником глубоких личностных переживаний. Люди в Интернете влюбляются, ссорятся, изменяют и переживают - и все это вполне искренне. Что уж говорить про обычные "сетевые романы".

Вторая особенность глобальной сети - доступность. Мгновенное бегство в фантастический мир создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами, что служит поддержкой для привыкания.
Следующей важной особенностью Интернета является видимая безопасность. Ложь и даже совершение криминальных действий, типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), широко распространены на многих сайтах. Трудно представить, чтобы муж, который никогда не посещал даже отделы для взрослых в книжных магазинах, станет скачивать непристойные картинки. Или жена, у которой никогда и в мыслях не было позвонить в службу секса по телефону, будет посещать эротические чаты или заниматься сексом по телефону с мужчиной, с которым она познакомилась в Интернете. Также трудно поверить, что счастливые браки, длившиеся 15-20 лет, заканчивались разводом после всего лишь 3-4 месяцев киберзависимости. А ведь подобные случаи уже далеко не редкость и их количество продолжает увеличиваться. Дело даже доходит до убийств на почве ревности.
В большинстве случаев общение с он-лайн друзьями выглядит весьма волнительно и часто приводит к романтическим беседам или к занятиям киберсексом. При всей своей кажущейся безобидности подобные развлечения оставляют мало времени для общения с реальными людьми. В конце концов, зависимые начинают разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальные мир.
Последней в списке наиболее привлекательных особенностей Интернета стоит простота использования. Удобство интерактивных приложений (ICQ, чаты или ролевые игры) оказываются очень простым способом для общения с другими людьми и для достаточно близкого знакомства. Это может начаться как простой обмен письмами или общение в чатах, но может быстро разрастись в киберзависимость, тайные телефонные звонки и реальные сексуальные отношения. Бывает, что любопытная жена или муж тайно заходят на чат под псевдонимами вроде MarriedM4Affair, Cheating Wife ("неверная жена") или Lonely Husband ("одинокий муж") лишь для того, чтобы поразиться безнаказанности других, участвующих в виртуальной измене, которая и не кажется изменой из-за отсутствия физического контакта.
Интернет-зависимость и киберсексуальное влечение в частности обычно являются симптомами скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь супругов. Эта проблема может включать в себя: недостаточное общение, сексуальная неудовлетворенность, разногласия в подходах к воспитанию детей, отказ от поддержки семьи и друзей, финансовые проблемы.
Это обычные проблемы для любой семьи. Но присутствие подобных факторов увеличивает возможность возникновения кибер-звависимости. Когда два человека беседуют через Интернет, то это комфортно и приятно - зачастую приятней, чем при реальном общении. Кибер-любовники могут печатать нежные романтические сообщения, живя за тысячи километров друг от друга, но в реальной жизни быть грубыми, агрессивными или просто неприятными людьми. Электронные средства общения и собственная фантазия могут реализовать все те романтические чувства, которых людям не хватает при общении с реальными собеседниками.

Чем опасно

Физический вред здоровью от Интернет-зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. Отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек использует Интернет до поздней ночи. В самых крайних случаях присутствует употребление кофе и других тонизирующих средств, прогоняющих сон. Такие бессонные ночи способствуют появлению синдрома хронической усталости (по-русски - устойчивого стресса) и ослаблению иммунной системы, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы - к различным заболеваниям глаз.
Кибер-мания не ведет к разрушению тела. Но она ведет к глубоким изменениям личности - самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким.
В дальнейшем пагубное воздействие начинает угнетать бытовую, учебную, трудовую, финансовую и психологическую сферы деятельности; мешает межличностному общению; ведет к социальной изоляции, распаду семьи, неудачам в учебе, потере работы, финансовому неблагополучию и, как следствие, к увеличивающейся депрессии.
Возможно, что вы человек одинокий и вам кибер-зависимость не повредит. А если подобное происходит с ребенком, то такая зависимость чревата замыканием в себе вплоть до утери способности к коммуникации с другими людьми.
Например, несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети. Поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий и подготовке к экзаменам. Дальнейшее развитие событий не трудно себе представить.
Вот один пример из жизни. Когда в 1968 году в престижном колледже Лэйксайд были установлены первые компьютеры, Бил Гейтс начал дневать и ночевать там, и его успеваемость резко снизилась. Занятия ему наскучили, и он занимался программированием или играл в покер. Беспорядочная жизнь в Гарварде привела его летом 1974 года на больничную койку, и он бросил учебу. Переутомление привело к тому, что Гейтс пролежал в больнице до конца 1974 г. Именно благодаря этой болезни Гейтс взял академический отпуск, чтобы больше не возвращаться в Гарвард.
Эта история стала известна благодаря тому, что Гейтс смог стать тем, кто он есть. Но сколько менее счастливых историй осталось в безызвестности?
Считают, что число Интернетчиков, которые действительно нуждаются в специальной терапии, составляет от трех до пяти процентов всех пользователей всемирных сетей, и что подобные состояния характерны в основном для начинающих. Большинство из них, уверяют специалисты, впоследствии сами отказываются от увлекательных многочасовых виртуальных странствий, как только развеется первый восторг. В США, например, среди наиболее активных потребителей виртуального дурмана оказались, к великому удивлению экспертов, пожилые одинокие пенсионеры и домохозяйки средних лет. Студенты и школьники подвержены маниакальному синдрому гораздо реже, чем предполагалось. При этом замечена вполне определенная закономерность: компьютерщики и специалисты по сетевым технологиям "заболевают" гораздо реже, чем гуманитарии и люди без высшего образования.
Для России пока не актуальны такие формы Интернет-зависимости как навязчивая игра на бирже, участие в онлайновых аукционах и бесконтрольные покупки в Интернет-магазинах. Остальные же у нас получают распространение гораздо быстрее, чем на Западе, так как в российских условиях сильнее проявляется фактор бегства от реальной жизни.

Лечение кибермании

Компьютерные зависимости очень схожи с химическими: алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Во время игры или общения по сети человек испытывает сильные положительные эмоции. В организме вырабатывается повышенное число эндорфиннов (эндо - внутренние, морфины - наркотики). Они нужны организму для обезболивания (помните детей в Австралии?). С ними связаны состояния радости, счастья и многие другие эмоции. Если это происходит регулярно, то человек привыкает к повышенному количеству эндорфинов в крови. И ему надо продолжать получать и получать удовольствия во всё большем объеме. Возникает толерантность. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае "дозировкой" является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире.
Чтобы такое положение не закрепилось на химическом уровне, необходимо вовремя пресечь развитие компьютерной зависимости. В тоже время, не стоит строить искусственных препонов в освоении компьютера. Здесь существует очень тонкая грань, которую трудно уловить.
Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека, и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем" или "Я просто отдыхаю, не мешай мне" - это все является признаком установившейся зависимости. Именно не критичное отношение к собственным проблемам (то есть отрицание их наличия) и делает из людей наркоманов, алкоголиков, Интернет-зависимых и так далее, так как люди не признают себя таковыми и отрицают эту проблему. Скажем, девиз алкоголика: "Я в любой момент брошу пить, если захочу. А если я до сих пор еще в запое, то это оттого, что я еще не хочу это бросить". Ну и, наконец, подобно алкоголикам, которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет.
Эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться от пребывания в сети, сильно отличается от "абстинентного синдрома" курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор), так как у них нет физической зависимости от вредных веществ.
Но, будучи оторванным от Интернета, компьютерный маньяк испытывает депрессию и острый внутренний дискомфорт - "психологическую ломку". Отвыкание должно проходить постепенно, с постоянным сокращением времени пребывания в сети. В некоторых случаях требуется и одновременный курс психотерапии. Также весьма эффективным оказывается переключение внимания человека на его семью или обучение различным социальным навыкам.
Опыт показывает, что если человек признает у себя наличие того или иного вида зависимости, будь то зависимость от вредных веществ или от Интернета, то он пытается справиться с этим самостоятельно или с помощью близких ему людей. Большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих Интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно семейные варианты психотерапии.

Какие существуют рекомендации

Профилактика - лучше лечения. И дешевле. Главной рекомендацией для всех является соблюдение режима труда, описанного в соответствующей главе. Ребенка необходимо научить самостоятельно контролировать свое время вообще, и, прежде всего, - время, проведенное за компьютером. Детям рекомендуется поменьше играть симуляторы реальной жизни, будь то авиасимуляторы, гонки, стрелялки, бродилки, квесты и т.п. Допустимы различные логические игры и головоломки. Шашки, шахматы, тетрис, импакт, лайнс и им подобные разрешены. Но лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме.
Второй вариант выражается анекдотом: "Если ваш ребенок увлекся компьютером, постарайтесь пристрастить его к чему-нибудь менее вредному: картам, вину, девочкам…". В нем всего в одной строке подмечена и причина возникновения зависимости и способ ее решения. Конечно, не стоит приучать ребенка к вредным привычкам. Наверняка лучше подыскать нормальный клуб по интересам, заняться авиамоделизмом, наконец, или собирать марки. Можно сажать овощи на грядке, кататься на роликовых коньках, ездить на рыбалку или заняться другим любительским спортом. Главное, постоянно находиться в коллективе единомышленников. Ведь все проблемы людей, подверженных маниям, - замыкание в себе в результате недостатка общения.

И в заключение, интересная новость из Китая.

В Китае открылась первая имеющая государственную лицензию клиника для лечения подростков, страдающих от Интернет-зависимости. Пока в ней оказывают помощь всего 12 пациентам в возрасте от 14 до 24 лет, тогда как, согласно оценкам медиков, количество китайских "онлайновых наркоманов" может достигать 2,5 миллионов человек.
"Все, находящиеся здесь дети, бросили школу из-за того, что они играют в игры или постоянно торчат в Интернете, - сообщил директор клиники, психиатр Тао Жань (Tao Ran). - Они страдают от депрессии, нервозности, страха, паники и нежелания общаться с другими ребятами. Кроме того, у детей имеются нарушения сна, озноб и нечувствительность в руках".
Правительственная клиника занимает верхний этаж двухэтажного строения на тихой, усаженной деревьями улице на территории главного военного госпиталя в Пекине. Персонал клиники - 11 докторов и дюжина медсестёр. Некоторые пациенты сами обращаются за помощью, других приводят родители.
Чтобы вернуть пациентов к нормальной жизни, Тао и его коллеги, в числе прочего, используют электрошоковую терапию, иглоукалывание и спортивные состязания, вроде плавания и баскетбола. Обычный курс лечения длится 10-15 дней при стоимости $48 в сутки - для Китая это высокая цена, так как еженедельный доход среднего горожанина составляет $20.

   Подготовлено к печати:
   Клуб инженеров по охране труда

 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...