???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Кому и зачем нужны дорожно-транспортные происшествия в России Печать

Печальная статистика ДТП


  За 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 (-6,7%- по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.) дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 (-12,9%) человека, а 257 034 (-5,1%) человека получили ранения.
   12 326 (-9,4%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2 217 (-7%) человек погибли, а 18 206 (-8,5%) человек получили ранения.
   За прошедший год произошло 19 970 (-9,1%) ДТП с участием детей, в которых 846 (-16,9%) детей погибли, а 20 869 (-8,4%) детей получили ранения.

   Лидирует же по число ДТП Центральный округ РФ - 61974 происшествий, что объясняется большой концентрацией автомобилей в нем. Больше всего аварий зафиксировано в Москве (13306 аварий) и в Московской области (12520 ДТП). Третье место заняла Воронежская область - 4173 аварии за год.
   С ростом количества автолюбителей, растет и количество ДТП. По итогам 2005 года первое место по количеству жертв аварий принадлежит Китаю – 98 470 человек, в Индии погибло за год 94 970 человек, в США – 43 440 погибших, в Бразилии и России – по 34 000 человек. Для сравнения, в Японии эта цифра составила 6 870 человек, В Великобритании – 3 200, в Австралии – 1 640, в Австрии – 770, в Дании – 330 человек (по данным ЕК).
   Средний показатель смертности на дорогах России – 103 умерших на 1 000 пострадавших в результате ДТП. Официальная статистика подтверждает, что количество ДТП на российских дорогах продолжает расти, причем 82% из них происходит по вине водителей.
   В этой ситуации Правительство вынуждено предпринимать меры по ужесточению ответственности должностных (юридических) лиц и автолюбителей за допущенные нарушения правил дорожного движения (далее по тексту – ПДД) и их последствий – ДТП.
   Выясняется, что множество учебных школ формально подходят к процессу обучения, не обеспечены в должной мере материально-технической базой и качественными преподавателями. Да и сами органы МВД порой формально проверяют уровень знаний будущих водителей.
   Вместе с тем в различных выступлениях, сводках и прочей отчетности полностью отсутствует единая статистическая информация о ДТП, совершенные автомобилями юридических лиц, т.е. водителями – работниками. Например, из опубликованных данных Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год есть сведения о несчастных случаях со смертельным исходом на транспорте (481 случаев). Но транспортные средства находятся во всех структурах «народного хозяйства»; и наличия таких сведений крайне важно для изучения их причин и принятия мер по их предотвращению.
   По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на лицензируемом пассажирском автотранспорте за 10 месяцев 2009 г. совершено 1776 ДТП (1663–2008 г.), т.е. рост к соответствующему периоду прошлого года составил 6,8%. В таких ДТП погибло 109 человек (103-2008 г.).
   Основной причиной дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами является нарушения водителями Правил дорожного движения.
   По результатам проверок Госавтодорнадзором были приняты следующие меры: привлечено к административной ответственности 224 юридических лица, 480 индивидуальных предпринимателей и 269 должностных лиц, приостановлено действие 22 лицензий и 5 лицензий аннулировано.
   Сумма наложенных штрафов составила 10,3 миллиона рублей.
   Кстати, для получения лицензии на эксплуатацию автотранспорта в предприятии необходимо пройти достаточно сложную дорогу и дорогие процедуры (организация медосмотров, введение должностных лиц ответственных за эксплуатацию транспортных средств, места хранения, обучение, проверка знаний, инструктажи и т.д. и т.п.). Но даже это не гарантирует от ДТП.
   Так, в 2009 году сохранилась тенденция роста гибели людей при пассажирских автоперевозках по вине водителей лицензируемых автобусов.
   За 10 месяцев 2009 года в России произошло 5290 ДТП с участием лицензируемых автобусов, из них 1776 ДТП - по вине лицензируемых автобусов. В результате этих ДТП погибло 517 и ранено 7744 человек, по вине лицензируемых автобусов погибло 109 человек (21% ) и ранено и 2484 человек (32%).

Лебедь, рак и щука

   В Российской Федерации в той или иной степени «привязаны» к вопросам организации БДД следующие ведомства:
   - Минтранс (Ространснадзор, Росавтодор);
   - МВД /ГИБДД (здесь дорожным движением занимаются Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Управление анализа и выработки стратегических решений в области безопасности дорожного движения; Управление организации и координации деятельности ОВД по линии безопасности дорожного движения, Центр оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России и другие);
   - Минздравсоцразвитие – (Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства; Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); Роспотребнадзор);
   - Ростехнадзор.
   Четыре ведомства содержат штаты госслужащих, создают свою нормативную правовую базу, организуют плановые и контрольные проверки. Но конечные результаты плачевны…
   Между тем ДТП, произошедшие на территории работодателя, подпадают под систематику «производственные травмы». Такие случаи расследуются трудовой инспекций в обычном порядке, как правило, без привлечения ГИБДД. Причем подлежат расследованию только тяжелые несчастные случи и со смертельным исходом, а легкие расследуются «своей» комиссией, и данные никуда не поступают. Если же ДТП совершается за пределами территории предприятия (организации), они фиксируются органами ГИБДД в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом, если есть пострадавшие на транспортом средстве работодателя, то расследуются только тяжелые несчастные случаи и со смертельным исходом, по результатам которых могут возбуждаться уголовные дела.
   Органы ГИБДД расследуют ДТП, происшедшие не с работниками предприятия, а, как правило, с пострадавшими частными лицами. Они так же сообщают о несчастных случаях в трудовую инспекцию при явных тяжелых несчастных случая и со смертельных исходах на месте ДТП.
   Таким образом, в статистику ДТП не попадают легкие несчастные случаи в результате ДТП, произошедшие на территории предприятия, а с большой вероятностью - и тяжелые несчастные случаи и со смертельным исходом. Разумеется, это не могут быть большие цифры, но отсутствие таких данных позволяет думать о действенности государственной политике по сохранению здоровья и жизни его жителей.


Водитель со своим автомобилем

     Возможно, по этой причине фактически полностью отсутствует методическая литература по организации вопросов БДД на предприятиях. При этом пакет нормативной правой базы достаточен и определен. Но как качественно ее выполнить? Одним из серьезнейших проблемных вопросов является подготовка и наличие специалистов по организации БДД. Оказывается, в существующем «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» такой профессии не существует (как, впрочем, и инженера по пожарной безопасности). Но есть ВУЗы, как, например, Новороссийский морской институт, который готовит специалистов по организации и безопасности движения, Институт безопасности дорожного движения, готовящий экспертов по техническому контролю и диагностике транспортных средств, Дальневосточный автодорожный институт (специальности – «Организация и безопасность движения», «Инженер по организации и управлению на транспорте») и другие.
   Словом, специалистов можно найти. Но руководители, особенно малого и среднего бизнеса, или на свой страх и риск пытаются сами решить все проблемные вопросы безопасности дорожного движения, или, в лучшем случае, перепоручаются это специалисту по охране труда или должностному лицу, отвечающего за организацию работы транспортных средств. Например, начальник автоколонны назначается ответственным специалистом за обеспечении БДД на предприятии. В этом случае ему необходимо организовывать ряд мероприятий по соблюдению вопросов (Правил) действующего законодательства. Но если это поручено самому исполнителю, который, в силу различных обстоятельств, просто «закрывает глаза» на многие нарушения и ограничивается соблюдением тех, за которые его могут наказать. Поэтому предоставление льгот по дополнительным дням к отпуску, строгое соблюдение режима труда и отдыха водителей, обеспечение их средствами СИЗ «забываются».
   Как результат, фактически подрывается государственная политика в области соблюдении вопросов охраны труда с водительским персоналом. Особенно чудовищно это выглядит в московских реалиях. Многие организации (юридические лица) имеют собственные транспортные средства, как легковые, так и грузовые. Прекрасно понимая меру ответственности за безопасную эксплуатацию транспортных средств, они зачастую нанимают водителей со своими автомобилями. А когда необходим собственный водитель на приобретенный легковой автомобиль, делаются «документы» на водителя как частное лицо. И не надо никаких гаражей, путевых листов, механиков, контролирующих выход - возвращение транспортных средств, медицинских осмотров и много других проблем.

   Эта ситуация выгодна всем: ГИБДД, трудовой инспекции, работодателю и работнику. Но если посчитать, сколько ДТП произошло по вине подобных водителей, не охваченных вниманием ответственных лиц, то можно оценить цену такой политики.
   Разумеется, пока в России не будет единая система организации БДД изменить кардинально существующую статистику ДТП просто невозможно.
   В этой ситуации предприятиям, имеющим транспортные средства («внутреннего» и «внешнего» пользования), приходится самим решать трудности по организации эксплуатации транспортных средств.
   Выход для работодателя только один: искать квалифицированных работников (специалиста по охране труда, инженера по БДД, начальника транспортного отдела, других ответственных должностных лиц), которые могут наладить организацию безопасной эксплуатации автотранспортных средств и реально добиться минимизации возможных негативных последствий …
   А наше правительство продолжает искать виновных в новых ДТП и разрабатывать планы, как их уменьшить.

   Автор: Виктор Ковалёв
 
 
 
Интересные новости
загрузка...