Современные подходы к организации охраны труда |
![]() |
![]() Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. Система управления охраной труда в организации должна включать: 1. Политику в области охраны труда. 2. Цели в области охраны труда. 3. Организация охраны труда. 4. Планирование и применение системы управления охраной труда. 5. Предотвращение опасностей. 6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда. 7. Действия по совершенствованию охраны труда. Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда. Политика в области охраны труда Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают: - обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; - соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; - обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда; - непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда. Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна: - соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями; - быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации; - предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления; - подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.
ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Цели в области охраны труда ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые: - соответствуют размеру и характеру деятельности организации; - соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда; - были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда; - обеспечены ресурсами, реальны и достижимы; - оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией; - были подконтрольны и в случае необходимости корректировались. Целями в области охраны труда могут быть: 1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах. 2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент. 3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________ 4. Проведение замеров изоляции в __________ 5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях… 6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях. 7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________. 8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д. Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие. Организация охраны труда В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации. В организации должны быть установлены структуры и процессы: - управления охраной труда в виде линейной управленческой функции; - определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда; - проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников; - сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда; - соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация; - установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели; - установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса; - разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников; - обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда; - предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций; - обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии). На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: - развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда; - периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда; - содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда. Компетентность и подготовка В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья. Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски. Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны: - охватывать всех работников организации в установленном порядке; - предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку; - включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями; - предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности; - предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации; - документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации. Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время. Документация системы управления охраной труда Документация по охране труда может содержать: - политику и цели организации по охране труда; - распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда; - наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению; - положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда. Документация системы управления охраной труда должна: - быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям; - периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается. Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности. Записи данных по охране труда могут включать: - сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда; - сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой; - требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда; - данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников; - результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда. Передача и обмен информацией Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для: - получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них; - обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; - обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда. Планирование и применение системы управления охраной труда Исходный анализ
Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии. Предотвращение опасностей Предупредительные и контролирующие меры ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам: - устранить опасности (риски); - ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер; - минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; - предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты. Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны: - соответствовать имеющимся опасностям и рискам; - регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию; - соответствовать действующему законодательству и передовому опыту; - учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб. Управление изменениями При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия. При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда. При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение. Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны: - гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне; - предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними; - предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий. При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами. Снабжение Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по: - определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации; - определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг. Подрядные работы ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда. Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны: - включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; - устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия; - включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации; - обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации; - методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда Наблюдение и измерение результатов деятельности На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда. В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры. Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны: - базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда; - поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством. Наблюдения и измерения результатов деятельности следует: - использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются; - включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов; - фиксировать в записях. Наблюдение должно обеспечивать: - обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; - информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; - основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда. Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать: - наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей; - систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования; - наблюдение за производственной средой, включая организацию труда; - наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер. Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование: - несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве; - других потерь, таких, как имущественный ущерб; - неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда; - программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников. Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено. Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации. Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию. Проверка (контроль) охраны труда На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать: - политику в области охраны труда; - участие работников (или) их представителей; - обязанности и ответственность; - компетентность и подготовку; - документацию системы управления охраной труда; - передачу и обмен информацией; - планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда; - предупреждающие и контролирующие меры; - управление изменениями; - предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий; - материально-техническое снабжение; - подрядные работы; - наблюдение и измерение результатов деятельности; - расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья; - проверку; - анализ эффективности управления охраной труда руководством; - предупреждающие и корректирующие действия; - непрерывное совершенствование; - любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости. В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы: - эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда; - эффективными для содействия полному участию работников; - соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок; - обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций; - обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда. Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство: - оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности; - оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля; - оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда; - определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов; - обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования; - оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий; - оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда. Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать: - результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок; - дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда. Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: - лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; - комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. Действия по совершенствованию охраны труда Предупреждающие и корректирующие действия
На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать: - определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда; - инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда. Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены. Непрерывное совершенствование В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать: - цели организации по охране труда; - результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков; - результаты наблюдения и измерения результатов деятельности; - расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок; - результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством; - предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда; - изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях; - новую информацию в области охраны труда; - результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья. Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда. Примечание. Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ. В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.
|