Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
4.4.3. Второй этап «мозгового штурма» Печать
Психологический справочник руководителя
   После того как поток идей в группе иссяк, ведущий благодарит участников и подводит итог первому этапу. Он зачитывает все предложения, которые были внесены участниками (список находится на флипчарте) и может переходить ко второму этапу. Между этими этапами можно сделать небольшой перерыв (кофе-брейк), чтобы участники имели возможность отдохнуть и переключиться в другое эго-состояние.
   Второй этап - анализ и оценка поступивших предложений - проводится участниками в «В-позиции». Группа оценивает поступившие предложения с точки зрения их реалистичности, то есть рассматривает как возможности их реализации, исходя из имеющихся ресурсов, так и вероятности наступления негативных последствий при внедрении предложенной идеи. Другими словами, чтобы не получалась ситуация, когда решение одной проблемы влечет за собой возникновение других проблем: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
   Все идеи, наработанные участниками, можно условно классифицировать, поместив их в четыре группы, руководствуясь критериями реалистичности и «творческости» или новизны, оригинальности. О первом критерии мы уже говорили. Что касается оригинальности, то она рассматривается как способность генерировать не стандартные идеи, создавать неожиданные и уникальные решения проблем. Оригинальность связана с креативностью на консервативно-творческом континууме (см. рисунок).
   Статистически, чтобы идея могла считаться оригинальной, она должна прийти в голову менее чем 5 % рассматриваемых сотрудников. Таким образом, если в компании работают 100 человек, баллы за оригинальность будут присвоены тем идеям, которые придут в голову только четырем - шести сотрудникам. Руководствуясь этим положением, из 50 идей, высказанных участниками мозгового штурма, только две-три могут считаться действительно оригинальными и творческими.

Реалистичный

Творческий реализм
Творческий
Консервативный реализм
Консервативный
Творческий идеализм Консервативный идеализм

Идеалистический

    Две основные области, к которым могут быть отнесены идеи, возникшие на первом этапе мозгового штурма

   Творческий реализм - эти идеи в высокой степени творческие, неожиданные и при этом связанные с существующими структурами и идеями. Для их внедрения имеются необходимые организационно-управленческие ресурсы, либо существует возможность их актуализации, привлечения. При этом внедрение этих идей не повлечет за собой косвенных проблем, не создаст новых сложных, негативных ситуаций.
   Консервативный реализм - идеи весьма традиционны и связаны с уже имеющимися знаниями и практикой. Здесь нет неопределенности и двусмысленности; эти идеи, возможно, ранее уже внедрялись в практику работы организации и показали свою эффективность.
   Консервативный идеализм - общеизвестные представления, которые с самого начала далеки от реальности, так как ресурсы для их реализации отсутствуют, и нет объективной возможности их привлечения. Или же реализация данной идеи решит текущую проблемную ситуацию, но при этом породит новые проблемы. Такие идеи не требуют особого воображения или требуют его очень немного и не связаны с существующими знаниями участников мозгового штурма.
    Творческий идеализм представляет собой в высокой степени оригинальные и в то же время совсем не реалистичные идеи. Этот тот случай, когда очевидно, что ресурсов для реализации идеи нет и в ближайшее время не будет.
   Содержательно мозговой штурм охватывает третий-пятый этапы принятия «рационального управленческого решения» - определение альтернатив, оценку выявленных альтернатив и выбор итоговой альтернативы. По решению руководителя обозначенным составом участников может быть проведен только первый этап «мозгового штурма» с целью генерирования как можно большего количества альтернативных вариантов решения проблемы. Для их последующей оценки (четвертый этап принятия рационального решения) может быть создана специальная экспертная группа, которая после детального анализа имеющихся альтернатив предлагает руководителю о несколько - как правило, два-три - итоговых варианта.
   На пятом, заключительном этапе принятия решения руководитель из предложенных экспертной группой альтернатив выбирает тот вариант, который, по его мнению, является наиболее эффективным. Он ставит логическую точку в этом процессе и, принимая управленческое решение, берет на себя ответственность за его последствия.

   Теги: Анализ и оценка поступивших предложений, творческий и консервативный реализм, экспертная группа


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту