???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
4.4. Как грамотно организовать и провести «мозговой штурм»? Печать
Психологический справочник руководителя
4.4.1. Организационные аспекты «мозгового штурма»

   Наверное, нет руководителя, который не был бы знаком с управленческой техникой «мозговой штурм». Она относится к числу наиболее популярных и часто используемых в групповой форме работы по выработке управленческого решения. Ее изучение включено в программы подготовки менеджеров, часто рассматривается и отрабатывается на управленческих и командообразовательных тренингах. К сожалению, мой опыт взаимодействия с различными организациями, их структурными подразделениями, управленческими командами показывает, что в большинстве случаев «мозговой штурм» на практике реализуется не самым оптимальным образом. И как результат, порой приводит к негативным эмоциональным, отношенческим и содержательным последствиям и для самих участников, и в целом для организации и ее бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что суть этой методики в большей или меньшей степени подробно раскрыта во многих источниках, я предлагаю читателям свое видение ее реализации.
   Прежде всего, коснемся количественного и качественного состава «штурмящей мозгами» группы. Исходя из моего опыта как ведущего, модератора, так и участника группы, для максимальной эффективности работы ее численность должна совпадать с «нормой управляемости» - семь плюс/минус два человека. Таким образом, желательно, чтобы в группу входило от пяти до десяти человек, включая ведущего. Если число участников мозгового штурма менее пяти человек, это может проявиться в «вялой» групповой динамике и незначительном количестве выдвинутых идей. Если же состав группы превышает десять человек, это может создавать сложности для ведущего в управлении групповыми динамическими процессами и явлениями, провоцирует хаотичность, нервозность и иные негативные социально-психологические проявления.
   По качественному составу: безусловно, в группу необходимо включить руководителей и сотрудников, хорошо разбирающихся в рассматриваемой проблеме и / или в смежных с ней сферах, то есть «специалистов». При этом желательно, чтобы в группе также наравне со «специалистами» работали люди (от одного до трех человек - в зависимости от общего количества участников), далекие от рассматриваемой проблемной области. Такого участника можно условно назвать «чайник» или «дурак». Это название, повторюсь, условное и носящее архетипический, а ни в коем случае не клинический характер.
   В чем смысл этой позиции? Если читатель вспомнит сюжеты своих любимых сказок, практически в каждой из них, где речь идет о короле (царе, падишахе), при дворе этого правителя есть свой «дурак» или «шут». Обычно в сложной ситуации, когда никто из членов думы (дивана, ближайшего окружения государя) не мог предложить эффективного варианта решения проблемы, именно «дурак» подбрасывал неожиданную, но ценную и верную идею.
   Отсутствие шаблонов и стереотипов, «незамыленный», свежий взгляд, способность посмотреть на ситуацию под неожиданным углом зрения, в непривычном ракурсе - это отличительные характеристики ролевой позиции «дурака», которая приносит неоценимую пользу на первом этапе мозгового штурма.
   Ведущий группы является организатором этого процесса и, как правило, сочетает в себе роли спикера, технолога процедуры и тайм - кипера. Эту групповую позицию может занимать как сам руководитель, так и любой из участников. Его задача - организовывать процесс взаимодействия в группе, «тупо» следуя технологии (правилам) реализации мозгового штурма. В самом начале работы группы он объявляет либо напоминает тему (проблемное поле), по поводу которой собрались участники, и доводит до них правила работы.
    «Мозговой штурм» состоит из двух взаимосвязанных этапов, которые отличаются как по процедуре проведения, так и по ролевым позициям (или эго-состояниям) участников.
   Разберемся с понятием «ролевая позиция» (эго-состояние), обратившись к известной теории транзактного анализа Э. Берна. Согласно его модели наше «Я» имеет три состояния - «Р - родитель», «В - взрослый» и «Д - дитя», каждое из которых может определять поведение индивида. это - удобные для практического применения житейские понятия, за каждым из которых стоит накопленный психологией багаж теорий и экспериментальных данных. На уровне конкретного индивида триада «Р-Б-Д» расшифровывается следующим образом - внутри каждого из нас живут:
   • Р - «Родитель» - источник социально-нормативной информации, содействующий преемственности поколений. Это состояние нашего «Я» включает в себя социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть:
   - совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств;
   - определенный набор предрассудков и предубеждений. В процессе общения «Р -позиция» обычно проявляется в менторских, «отеческих» высказываниях и критических замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты, в протекционизме. Это всегда стремление человека занять позицию «свыше», «сверху» по отношению к своему собеседнику;
   • В - «Взрослый» - основа реалистического поведения. Будучи ориентировано на сбор и анализ объективной информации, «Б - состояние» организованно, активно, разумно и адаптивно. В этом состоянии человек действует, принимает взвешенные решения в результате объективной оценки ситуации;
   • Д - «Дитя» - эмоционально-непосредственное начало в человеке. Оно включает в себя все чувства, эмоции, импульсы, переживания, естественно присущие ребенку (любознательность, открытость новому опыту, изобретательность, но также и капризность, обидчивость и др.).
    «Д - позиция» - это, как правило, укоренившийся в структуре личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые по отношению к себе и другим. Внешне это состояние проявляется в таких формах:
   - как детски непосредственное отношение к миру – творческая увлеченность, наивность гения;
   - как архаичное детское поведение - упрямство, злость, обидчивость, легкомыслие.
   В идеале у индивида должно быть равновесие всех трех эго - состояний. Это обеспечивает ему гибкость и успех во взаимодействии с другими людьми в различных профессиональных и житейских ситуациях. Каждое из этих эго-состояний может постоянно или ситуативно пребывать в человеке. И тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого преобладающего эго-состояния.
   Поскольку каждый участник мозгового штурма может пребывать в одном из эго-состояний, данное обстоятельство должно обязательно учитываться на каждом из двух этапов его проведения.
   Первый этап - генерирование (набрасывание) идей, предложение различных вариантов - в обязательном порядке проводится в эго - состоянии «Дитя». Это, пожалуй, основное условие, реализация которого позволяет участникам психологически раскрепоститься и выдвигать приходящие в их «детскую» голову разнообразные и необычные предложения, вплоть до самых «сумасшедших» и парадоксальных.

   Теги: Грамотно организовать мозговой штурм, руководители и сотрудники, ролевая позиция, родитель, дитя, взрослый


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту