???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
4.3.2. Психологические аспекты реализации руководителем обратной связи Печать
Психологический справочник руководителя
   Рассмотрим психологические аспекты реализации обратной связи руководителем. Выделяются три уровня обратной связи:
    1. «Ты - сообщение». Это самый простой, первичный, примитивный уровень, связанный с оценкой личностных, профессиональных и иных особенностей сотрудника, которому дается обратная связь: «Ты - самое слабое звено нашей команды», «Ты - безответственный человек и бездарный специалист». В качестве примера можно привести оценочные суждения - ярлыки, которыми главная героиня фильма «Служебный роман» Людмила Прокофьевна характеризует своего подчиненного Новосельцева: «Никакой. Вялый, безынициативный сотрудник. Ротозей».
   Такая форма обратной связи, как правило, низко продуктивная, так как провоцирует сотрудника на защиту своей психологической территории, сопровождаемую встречными «ярлыками»: «Даты на себя посмотри!» Либо в ответ сотрудник может просто «закрыться», никак не реагируя на слова руководителя. Мотивационный, воспитательный и развивающий эффект в этом случае не достигается либо достигается в минимальной степени.
   2. Оценка результатов деятельности: «Работа выполнена некачественно, с большим количеством ошибок), «Это - самый слабый показатель в нашем отделе за отчетный период». Данный уровень обратной связи предполагает апелляцию к цифрам и фактам с последующим переходом к анализу причин полученных результатов.
   Это более мягкая и конструктивная форма взаимодействия руководителя с сотрудником по сравнению с «ты - сообщением», так как она не затрагивает личностную сферу адресата «в лоб». Речь идет только о конкретных показателях его работы. Руководитель, говоря об объективной реальности и давая свою оценку результатам работы, приглашает сотрудника к разговору о том, что ему помешало получить желаемый результат, какие необходимы ресурсы, технологии и т.п.
   3. «Я - сообщение». Самый высокий и психологически зрелый уровень обратной связи, заключающийся в донесении до сотрудника своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, связанных с обсуждаемым вопросом: «Я удивлен, поражен, разочарован...», «Мне неловко, неудобно, стыдно, некомфортно...». Руководитель тем самым приглашает подчиненного к открытому, искреннему диалогу по поводу обсуждаемой ситуации.
   В 3-ем варианте руководитель концентрирует внимание прежде всего на своей личности, показывает свое отношение к рассматриваемой ситуации, выражает свою эмоционально – содержательную точку зрения. Он может наполнять свою речь чувствами и переживаниями, подчас довольно сильными, тем самым вызывать со стороны подчиненного широкий спектр эмоций - от любви до ненависти. «Петрович, тебе, как наиболее опытному сотруднику нашего управления, я поручил выполнение этого непростого и очень ответственного задания. Я надеялся, что ты детально разберешься в этом вопросе и выполнишь его четко и грамотно. Я удивлен полученным результатом и очень разочарован. Мне будет стыдно смотреть в глаза генеральному директору, когда я буду ему докладывать о результатах».
   В каждом конкретном случае руководитель выбирает ту форму обратной связи, которая, по его мнению, является наиболее эффективной с учетом личностных и профессиональных особенностей сотрудника.

   Теги: Психологические аспекты, обратная связь, сообщение, оценка результатов деятельности


 
Интересные новости
загрузка...