Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
4.3.2. Психологические аспекты реализации руководителем обратной связи Печать
Психологический справочник руководителя
   Рассмотрим психологические аспекты реализации обратной связи руководителем. Выделяются три уровня обратной связи:
    1. «Ты - сообщение». Это самый простой, первичный, примитивный уровень, связанный с оценкой личностных, профессиональных и иных особенностей сотрудника, которому дается обратная связь: «Ты - самое слабое звено нашей команды», «Ты - безответственный человек и бездарный специалист». В качестве примера можно привести оценочные суждения - ярлыки, которыми главная героиня фильма «Служебный роман» Людмила Прокофьевна характеризует своего подчиненного Новосельцева: «Никакой. Вялый, безынициативный сотрудник. Ротозей».
   Такая форма обратной связи, как правило, низко продуктивная, так как провоцирует сотрудника на защиту своей психологической территории, сопровождаемую встречными «ярлыками»: «Даты на себя посмотри!» Либо в ответ сотрудник может просто «закрыться», никак не реагируя на слова руководителя. Мотивационный, воспитательный и развивающий эффект в этом случае не достигается либо достигается в минимальной степени.
   2. Оценка результатов деятельности: «Работа выполнена некачественно, с большим количеством ошибок), «Это - самый слабый показатель в нашем отделе за отчетный период». Данный уровень обратной связи предполагает апелляцию к цифрам и фактам с последующим переходом к анализу причин полученных результатов.
   Это более мягкая и конструктивная форма взаимодействия руководителя с сотрудником по сравнению с «ты - сообщением», так как она не затрагивает личностную сферу адресата «в лоб». Речь идет только о конкретных показателях его работы. Руководитель, говоря об объективной реальности и давая свою оценку результатам работы, приглашает сотрудника к разговору о том, что ему помешало получить желаемый результат, какие необходимы ресурсы, технологии и т.п.
   3. «Я - сообщение». Самый высокий и психологически зрелый уровень обратной связи, заключающийся в донесении до сотрудника своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, связанных с обсуждаемым вопросом: «Я удивлен, поражен, разочарован...», «Мне неловко, неудобно, стыдно, некомфортно...». Руководитель тем самым приглашает подчиненного к открытому, искреннему диалогу по поводу обсуждаемой ситуации.
   В 3-ем варианте руководитель концентрирует внимание прежде всего на своей личности, показывает свое отношение к рассматриваемой ситуации, выражает свою эмоционально – содержательную точку зрения. Он может наполнять свою речь чувствами и переживаниями, подчас довольно сильными, тем самым вызывать со стороны подчиненного широкий спектр эмоций - от любви до ненависти. «Петрович, тебе, как наиболее опытному сотруднику нашего управления, я поручил выполнение этого непростого и очень ответственного задания. Я надеялся, что ты детально разберешься в этом вопросе и выполнишь его четко и грамотно. Я удивлен полученным результатом и очень разочарован. Мне будет стыдно смотреть в глаза генеральному директору, когда я буду ему докладывать о результатах».
   В каждом конкретном случае руководитель выбирает ту форму обратной связи, которая, по его мнению, является наиболее эффективной с учетом личностных и профессиональных особенностей сотрудника.

   Теги: Психологические аспекты, обратная связь, сообщение, оценка результатов деятельности


 
Интересные новости
загрузка...