Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
1.8.2. Маски в бизнесе и в управлении Печать
Психологический справочник руководителя
   Выгоды, которые маски могут дать предпринимателю и руководителю, реализуются только в том случае, если он знает свои маски, умеет работать с ними и разбирается в тонкостях и хитросплетениях организационного и бизнес - «маскарада».
   В настоящий момент защитная функция маски все более размывается, не является первостепенной. На первый план выходит взаимоденческая, прагматическая функция, направленная на достижение конкретной управленческой (бизнес) цели. Это приводит к тому, что на любую маску всегда можно подобрать антимаску.
   Например, руководитель может надеть на себя маску Папа / Мама, которая ставит его в более сильную позицию по сравнению с сотрудниками, ведь родитель - умный, мудрый, он все знает и за все и всех отвечает, он никогда не бросит свое чадо, всегда поддержит и поможет. Руководителю приятно быть выше других, его самолюбию льстит то, что сотрудники обращаются к нему за помощью и советом, могут «поплакаться в жилетку». Он ощущает себя нужной и важной персоной в организационном театре, так как включен во все процессы, протекающие в его организации (структурном подразделении) - не только относящиеся к работе, но и охватывающие личностную и межличностную (отношенческую) сферы. Повышается его значимость в своих собственных глазах, растет самооценка.
   Но у этой маски есть и оборотная сторона: сотрудники, понимая, что маска Папа / Мама дает руководителю большое количество желаемых эмоциональных состояний, охотно надевают и с удовольствием и большой выгодой для себя носят маску Ребенок/ Дитя, наполняя ее выгодным манипулятивным содержанием. Это приводит к тому, что сотрудник постепенно перекладывает на руководителя решение многих рабочих вопросов, устраняется, используя прием «снижение собственной значимости»: «Что с меня возьмешь? Я - маленький (несмышленый). А ты, Папа, большой, сильный и умный. Возьми и сделай сам». И Папа берет и делает, не замечая, как превращается в основную тягловую силу своей организации (структурного подразделения), замыкая на себя решение всех вопросов.
   Руководителю необходимо иметь определенный (небольшой) набор масок, с которыми он должен быть очень хорошо знаком. Для того чтобы маска помогала ему в достижении его профессиональных целей, она должна быть:
   • понятной ему.
   Руководитель, использующий ту или иную маску, должен уверенно сказать: «Маска-маска, я тебя знаю!» В конкретный момент делового взаимодействия ему необходимо понимать, какая маска на нем надета, каково ее содержательное наполнение, какие поведенческие проявления она позволяет руководителю реализовывать. Цель - первична, маска - вторична. Реагируя на возникновение определенной ситуации, руководитель быстро перебирает свой набор (репертуар) масок и выбирает ту, которая будет наиболее эффективной в данной ситуации. Есть маски, которые нам «идут» и которые не подходят. Например, маска «хорошая девочка» может присутствовать в наборе деловой дамы, но носить эту маску возможно недолго, она «тесновата» для взрослого человека. Маска, подходящая одному человеку, может быть неудобна для другого, вызывать внутренний протест, некомфортные состояния.
   • несложной. Иногда от человека можно услышать фразу: «Я в такой-то ситуации потерял лицо». Фраза некорректная, так как потерять лицо невозможно, можно потерять маску, которая либо сама слетает, либо ее кто-то с тебя снимает. Чем сложнее маска, тем легче ее можно потерять. Сложность маски определяется ее содержательным наполнением и целевой направленностью. Чем точнее, четче и определеннее цель, для достижения которой человек надевает маску, тем маска проще и удобнее в использовании.
   Множественные цели чрезвычайно усложняют маску, делают ее громоздкой, тяжелой и неудобочитаемой окружающими, а также запутывают самого владельца маски, делая его уязвимым. Соответственно, чем сложнее и тяжелее маска, тем легче она слетит при «резком телодвижении». Например, если человек надевает маску с целью напугать окружающих («Я хочу, чтобы меня боялись!»), то его могут бояться. Если человек надевает маску с множественными целями напугать окружающих, вызвать у них сострадание и жалость, а также вынудить их оказать помощь; то, скорее всего, он запутается, растеряется, не получит ничего и легко «потеряет лицо».
   • своей. Руководителю важно понимать: он надевает маску на себя сам и для достижения какой цели, либо ее надевает на него кто-то другой для получения своих выгод. Опытный манипулятор (сотрудник, деловой партнер и т. п.) может спровоцировать адресата (руководителя) на нужную ему реакцию, а, следовательно, на определенную маску.

   Теги: Несложная и своя маска, бизнес и управление, руководитель, надевать маску


 
Интересные новости
загрузка...