Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
1.4.3. Механизмы развития руководителем личностного масштаба Печать
Психологический справочник руководителя
   Отмечу некоторые, на мой взгляд, наиболее эффективные и доступные.
   Первый по приоритетности - механизм идентификации, реализующийся руководителем посредством считывания поведенческих паттернов (шаблонов, рисунков), «заражения», подражания некоему образцу, «эталону». В качестве такового может выступать конкретный менеджер организации, занимающий более высокую управленческую должность (в идеале - непосредственный начальник), либо успешный менеджер прошлого или его современник. При этом происходит не только «сканирование» поведенческого рисунка человека, взятого в качестве модели для отстраивания собственного управленческого стиля и развития личностного масштаба, но и усваивание его внутренних черт - вкусов, отношений, способов поведения и чувствования.
   Практически все успешные руководители, с которыми я работаю в тренинговом и консультативном формате, отмечают важную роль, которую сыграли в их профессиональном, управленческом и личностном развитии старшие товарищи. Они выступали живым образцом для подражания в отношении требовательности к себе и к подчиненным, принятия сложных управленческих решений в условиях неопределенности и временного цейтнота, преодоления многочисленных препятствий, постоянного развития и движения к новым целям.
   На динамичность и качество развития масштаба личности руководителя существенное влияние оказывает масштаб личности консультанта или коуча; который с ним работает. Чем выше находится руководитель на управленческой лестнице, чем выше планка его карьерных притязаний, масштабнее и сложнее решаемые им задачи, тем более скрупулезным и продуманным должен быть выбор коуча. Неслучайно в качестве наставника своему сыну Александру македонский царь Филипп выбрал Аристотеля, который из всех афинских «учителей мудрости» обладал наибольшей широтой интересов - и не просто интересов, а глубоких познаний. Филипп решил, что его сыну нужен наставник более высокого уровня, чем его придворные риторы, грамматики, поэты и гимнасты. Он хотел найти для Александра такого человека, который не только дал бы ему хорошее образование, но научил решать проблемы, с которыми может столкнуться будущий царь. Он хотел, чтобы Александр не просто усвоил готовые ответы на актуальные житейские и управленческие вопросы, а умел творчески подойти к любой новой, неизвестной ситуации.
   Македонский царь не ошибся в своем выборе. За те три года, что Александр учился у Аристотеля, в школе, им возглавляемой, фактически сложилось сообщество руководителей-аристократов, и в интеллектуальном, и в физическом отношении очень хорошо подготовленных. Самое важное - под руководством Аристотеля Александр стал воспринимать мир широко и целостно; это умение он не смог бы приобрести ни в какой другой школе того времени.
   Еще одним механизмом развития масштаба личности руководителя является принятие и освоение им социальных ролей. Этот механизм описывается в психологии с помощью двух понятий:
   - социальная позиция - функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям, которое характеризуется определенной совокупностью прав и обязанностей (например, руководитель базового уровня, среднего звена, топ-менеджер);
   - социальная роль - заняв данную социальную позицию (ступень на организационно-управленческой лестнице), руководитель должен выполнять социальную роль, то есть осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение - вышестоящие руководители, подчиненные, деловые партнеры.
   Так как освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и развитию масштаба личности руководителя, ему необходимо чрезвычайно ответственно подойти к этому процессу. Площадкой для такой работы может выступать тренинговая группа, где в относительно безопасных условиях руководитель отрабатывает различные ситуации, характерные для своей будущей управленческой позиции, опробует разнообразные поведенческие модели, примеряет возможные ролевые маски, экспериментирует, сомневается, играет. Помимо несомненного практического результата - вхождения социальной роли в личность, грамотно организованный тренером процесс работы в группе дает руководителю колоссальный эмоциональный заряд: «Как здорово!», а также несет в себе важный мотивирующий компонент: «Я могу!»
   Целенаправленная, скрупулезная, грамотно организованная и последовательно реализуемая работа руководителя по своему личностно-профессиональному развитию приведет к позитивному изменению масштаба его личности, что позволит ему перейти на качественно новый организационно-управленческий уровень и успешно решать новые масштабные задачи.

   Теги: Механизмы развития личности руководителя, выбор коуча, наставника и учителя


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту