Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа Печать
   Работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.371).
   До введения в силу Трудового кодекса профсоюзы обладали значительными правами, позволяющими влиять на принимаемые работодателем решения. Так, работодатель обязан был совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом устанавливать дополнительно по сравнению с законодательством трудовые и социально- бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников, принимать решение об установлении 5-дневной или 6-дневной рабочей недели и пр. По согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом мог быть увеличен срок испытания при приеме на работу до 6 месяцев, должны были утверждаться графики сменности, устанавливаться суммарный учет рабочего времени, перечень работ, где по условиям производства невозможен перерыв для приема пищи, а также порядок и место приема пищи в течение рабочего времени для работников, занятых на таких работах, и др.
   Таким образом, совместно или по согласованию с профсоюзом решались или должны были решаться практически все вопросы деятельности организации, так или иначе затрагивающие интересы персонала. Такое положение было вполне оправданным в эпоху, когда не существовало рыночных отношений, разнообразия форм и методов хозяйственной деятельности.
   В настоящее время законодатель определил круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа.
   Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Трудовой кодекс предусматривает возможность принятия работодателем решения с учетом мнения как соответствующего представительного органа работников (ст.ст. 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 190, 196 ТК РФ), так и выборного органа первичной профсоюзной организации (ст.ст. 74, 99, 113, 123, 180, 212, 297, 299, 301, 302, 325, 326 ТК РФ).
   Принятие данных норм на практике может вызвать вопрос о том, требуется ли учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников, и наоборот.
   В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представительные органы, избираемые работниками. При этом предусматривается, что работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить органы первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).
   В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие – либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).
   Согласно трудовому договору работодатель принимает решения:
   А) с учетом мнения соответствующего представительного органа работников:
   1) работодатель принимает локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (ст. 135 ТК).
   2) форма расчетного листка об извещении каждого работника организации о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях производственных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате, утверждается работодателем в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 136 ТК).
   3) работодатель устанавливает конкретный размер повышенной заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Указанные размеры повышенной заработной платы работникам устанавливаются также коллективным или трудовым договором (ст. 147 ТК);
   4) работодатель устанавливает конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день. Указанные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день устанавливаются также коллективным или трудовым договором (ст. 153 ТК);
   5) работодатель устанавливает конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам за работу в ночное время. Указанные размеры повышенной оплаты труда работникам могут устанавливаться также коллективным или трудовым договором (ст. 154 ТК);
   6) работодатель определяет гарантию работникам в части применения систем нормирования труда. Указанная гарантия работникам может быть определена (установлена) коллективным договором (ст. 159 ТК);
   7) работодатель принимает локальные нормативные акты, предусматривающие ведение, замену и пересмотр норм труда (ст.162 ТК);
   8) работодатель утверждает Правила внутреннего трудового распорядка в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК);
   9) работодатель определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 196 ТК);
   10) работодатель составляет график сменности при сменной работе в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 103 ТК);
   11) работодатель отменяет режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ст. 74 ТК);
   Б) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации:
   1) работодатель вводит режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев в целях сохранения рабочих мест в том случае, если обстоятельства могут повлечь за собой массовое увольнение работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Работодатель отменяет режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ст. 74 ТК);
   2) работодатель привлекает к сверхурочным работам работников с их письменного согласия, за исключением случаев, когда работодатель вправе привлекать работников к сверхурочным работам без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а только с письменного согласия работника:
   - при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
   - при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может стать причиной прекращения работ для значительного числа работников;
   - для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (ст. 99 ТК);
    3) работодатель привлекает к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников с их письменного согласия, за исключением случаев, когда работодатель вправе привлекать работников к указанной работе без учета мнения профсоюзного органа и без согласия работника:
   а) для предотвращения катастрофы, производственной аварии, либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
   б) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
   в) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 113 ТК);
   4) работодатель утверждает график предоставления оплачиваемых ежегодных отпусков в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 123 ТК);
   5) при угрозе массовых увольнений работодатель принимает необходимые меры, предусмотренные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением (ст. 180 ТК);
   6) работодатель разрабатывает и утверждает правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 212 ТК);
   7) работодатель утверждает порядок применения вахтового метода в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 297 ТК);
   8) работодатель в исключительных случаях на отдельных объектах увеличивает продолжительность работы вахтовым методом до 3 месяцев (вместо 1 месяца) (ст. 299 ТК);
   9) работодатель утверждает график работы на вахте в пределах учетного периода в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 301 ТК).
   Помимо случаев, определенных Трудовым кодексом, коллективным договором или локальными нормативными правовыми актами, могут быть предусмотрены и другие вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного органа. Кроме того, ст. 8 Трудового кодекса устанавливает, что коллективный договор (соглашение) может предусмотреть принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительными органами работников. Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюзного органа на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.
   В тех случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками, - профсоюзном или иным избранным ими органом.
   Права представительных органов – как профсоюзных, так и не профсоюзных - равны.
 
 
 
Интересные новости
загрузка...