Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в области N Печать

Образец 

1. Общие положения

Система управления охраной труда области представляет собой совокупность организационных форм и методов действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно - гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Настоящее Положение определяет функции, задачи, структуру и органы системы управления охраной труда области N.

2. Задачи системы управления охраной труда

Задачами системы управления охраной труда, в соответствии с основными направлениями государственной политики, являются:

- разработка и осуществление мер государственного управления в сфере охраны труда;
- мониторинг условий и охраны труда;
- обеспечение контроля за соблюдением прав работников на охрану труда;
- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
- организация взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля, работодателей, профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представителей в разработке и практической реализации государственной политики в сфере охраны труда;
- оказание организационно-методической помощи работодателям в организации работы по охране труда.

3. Меры государственного управления в сфере охраны труда

Государственное управление охраной труда на территории области N предусматривает:
- разработку и реализацию программ по улучшению условий и охраны труда;
- организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и других категорий работников в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и области;
- организацию работ по сертификации производственных объектов (организаций) на соответствие требованиям по охране труда;
- обследование производственных объектов на соответствие требованиям по условиям и охране труда при оформлении лицензий на отдельные виды деятельности;
- обязательную экспертизу проектов строительства и реконструкции производственных объектов, вводимых технологий, на предмет соблюдения требований по условиям и охране труда;
- организацию учета потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, при борах контроля производственной среды и другой измерительной аппаратуре по охране труда;
- организацию обеспечения работодателей нормативно-методическими документами по охране труда;
- внедрение экономических мер, стимулирующих создание здоровых и безопасных условий труда;
- взаимодействие по вопросам охраны труда государственных органов управления, органов местного самоуправления, федеральных органов надзора, работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- осуществление координации и методического руководства работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории области, специалистов по охране труда органов местного самоуправления;
- обобщение и пропаганду передового опыта в области охраны труда.

4. Структура системы управления охраной труда области N

Система управления охраной труда области включает в себя три уровня (звена) управления.
Основными элементами первого (областного) уровня являются:
- администрация области в лице первого заместителя главы администрации (губернатора) области, заместителя главы администрации (губернатора) области, курирующего социальные вопросы;
- Межведомственная комиссия по охране труда области N;
- орган государственного управления охраной труда администрации области;
- областная комиссия по проверке знаний по охране труда, созданная при управлении охраны труда.
Основными элементами второго (муниципального) уровня Системы являются:
- органы местного самоуправления;
- межведомственные комиссии по охране труда при органах местного самоуправления; - органы управления охраной труда (отделы, специалисты по охране труда) в структуре органов местного самоуправления;
- комиссии при органах местного самоуправления по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций,
- расположенных на территории муниципальных образований.
Основными элементами третьего уровня Системы (уровень организаций) являются:
- администрации организаций и их объединений;
- службы (специалисты) охраны труда;
- совместные комитеты (комиссии) по охране труда.
При реализации мер государственного управления охраной труда элементы системы управления охраной труда области взаимодействуют с органами государственной власти области, региональными органами федеральных органов исполнительной власти, органами надзора, объединениями работодателей, профсоюзными организациями и их объединениями.

5. Государственный орган управления охраной труда в области N

Государственным органом, осуществляющим управление охраной труда на территории области, является структурное подразделение органа по труду администрации области - Управление охраны труда области N. Управление охраны труда области является звеном единой системы государственного управления охраной труда в Российской Федерации и его указания (распоряжения) в пределах своей компетенции обязательны для организаций любых организационно - правовых форм и форм собственности.

6. Органы управления охраной труда в структуре местного самоуправления

Органы управления охраной труда в структуре местного самоуправления (специалист по охране труда или отдел охраны труда, комиссия по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, межведомственная комиссия по охране труда) создаются главами соответствующих муниципальных образований и выполняют следующие функции:
- организация обучения и проверка знаний по охране труда;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом;
- обследование организаций - соискателей лицензий на определенные виды деятельности на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям.

7. Органы управления охраной труда в организациях

Ответственность за состояние охраны труда в организации возлагается на работодателя.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 50 работников создаются службы охраны труда, численность и структура которых определяются рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью менее 50 работников необходимость создания служб охраны труда определяется условиями производства (работ) и объемом работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. В организациях с численностью менее 50 человек при отсутствии служб охраны труда заключаются договоры со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда.

8. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда в рамках реализации про граммы (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда области и программ (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда муниципальных образований осуществляется, соответственно, за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
Финансирование программ (соглашений, мероприятий) по улучшению условий и охраны труда организаций производится за счет средств организаций.
Нормативы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм, занимающихся производственной и эксплуатационной деятельностью, определяются Трудовым Кодексом Российской Федерации".

9. Надзор и контроль в системе управления охраной труда

Надзор и контроль за состоянием охраны труда направлен на выявление отклонений от требований нормативно-правовых актов по охране труда, проверку выполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда на предприятиях и принятие в пределах предоставленных прав эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда осуществляются государственной инспекцией труда, государственной экспертизой условий труда и территориальными органами федеральных надзоров, действующими в соответствии с положениями об этих органах, утвержденными в установленном порядке.

10. Взаимодействие и социальное партнерство в системе управления охраной труда

Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и представителей трудовых коллективов в сфере улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляются через их участие в работе комиссий по охране труда различных уровней.
На уровне области создается Межведомственная комиссия по охране труда. Такие же комиссии могут создаваться по решению органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Создание Межведомственной комиссии области, межведомственных комиссий муниципальных образований и утверждение положений о них производится, соответственно, постановлением главы администрации (губернатора) области и постановлениями глав муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством в организациях всех форм собственности с численностью работников более 10 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Основные задачи комиссий заключаются в совместной разработке предложений по реализации единой государственной политики в области охраны труда и определении приоритетных направлений этой работы, рассмотрении методических и организационных вопросов и предложений, направленных на совершенствование управления охраной труда, улучшение условий труда, предупреждение аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Кроме совместной работы в Межведомственной комиссии, сотрудничество Управления охраны труда области N с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных надзоров России, объединениями профсоюзов и предпринимателей происходит по следующим направлениям.
С органами местного самоуправления: предоставление администрациям муниципальных образований информации о состоянии условий и охраны труда в целом по региону, по районам, в разрезе основных отраслей народного хозяйства - один раз в год, в полугодие или квартал, в зависимости от возможностей сбора информации.
С территориальными органами федеральных надзоров:
- организация совместных целевых и комплексных обследований предприятий (преимущественно имеющих высокий уровень производственного травматизма, аварийности и профзаболеваний) по согласованным графикам;
- совместное участие в работе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на объектах, подконтрольных органам надзора, и разработка согласованных мероприятий по устранению их причин;
- организация совместной работы по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие их требованиям охраны труда;
- участие управления охраны труда области в проведении экспертизы проектов на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов, технологий, оборудования, приборов, средств защиты на их соответствие требованиям охраны труда, совместная работа в комиссиях по вводу их в эксплуатацию и при выдаче лицензий на производственную либо другую хозяйственную деятельность;
- взаимный обмен информацией о состоянии безопасности и условий труда.
С объединениями профсоюзов:
- оказание управлением охраны труда методической помощи профсоюзным организациям в осуществлении общественного контроля за охраной труда, в том числе в разработке и реализации мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза, комитетов (комиссий) по охране труда и т. д.;
- совместное участие в расследовании несчастных случаев на производстве, в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушениями законодательства об охране труда и обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- организация совместных проверок состояния охраны труда;
- взаимодействие при остановке производственных объектов в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- совместный контроль за заключением и выполнением коллективных договоров и соглашений.

11. Экономический механизм в системе управления охраной труда

Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
- обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
- обеспечение ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Экономический механизм в системе управления охраной труда обеспечивается обязательным страхованием работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательной сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.

12. Информация в системе управления охраной труда

Обязательным условием эффективного функционирования системы управления охраной труда является обеспечение ее элементов достоверной и своевременной информацией.
В системе управления охраной труда в области N сбор, обработку и анализ информации обеспечивает областное управление охраны труда. Управление использует информацию, которая состоит из установленной статистической отчетности и оперативной информации, получаемой от органов государственного надзора и контроля, право охранительных органов, государственной экспертизы условий труда, органов управления охраной труда в структуре местного самоуправления, органов управления охраной труда организаций и их объединений, других заинтересованных органов.
Полученная информация после обработки и анализа предоставляется органам местного самоуправления и используется при разработке мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке предложений для органов государственной власти по реализации на территории области государственной политики по охране труда.
В целях реализации права работников на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, существующем риске повреждения здоровья, а также для привлечения внимания населения к проблемам охраны труда управление охраны труда организует систематическое размещение в средствах массовой информации материалов, освещающих опыт работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, периодические обзоры несчастных случаев, происшедших на предприятиях области, публикует аналитические и информационные материалы.

Источник:
Журнал «Справочник специалиста по охране труда»

 

 
Интересные новости
загрузка...