Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
Кадровая работа на малом предприятии Печать
   Игнорировать человеческие ресурсы не может ни одна организация. Работой с персоналом на средних и крупных предприятиях обычно занимаются кадровые службы, на малых - либо руководитель организации, либо сотрудник, которому данная работа поручена. Функции и задачи кадровых служб имеют различное содержание в зависимости от уровня развития организации.
   Существуют некоторые особенности кадровой работы, характерные для малого бизнеса:
   Во-первых, содержание работы с персоналом существенно ограничено возможностями и потребностями малого предприятия. Кадровая работа малого предприятия должна быть проста - выполняются только те функции, которые необходимы.
   Во-вторых, как правило, специализированной кадровой службы на малом предприятии нет. Работой с персоналом занимается 1-2 человека, включая руководителя организации.
   В-третьих, в значительной степени кадровая работа носит неформальный характер и в большей мере определяется личностью работника, который ее проводит.
   В-четвертых, функции кадровой работы на малом предприятии осуществляются в прерывистом режиме. Например, функция найма новых работников осуществляется не постоянно, а по мере надобности организации в трудовых ресурсах.
   В-пятых, кадровая работа направлена на обеспечение оперативных интересов организации.
   В-шестых, некоторые виды кадровой документации, характерные для средних и крупных предприятий, на малых отсутствуют.
   Для кадровой работы малого предприятия характерен следующий набор основных и первостепенных функций:
       • отбор и наем персонала;
       • увольнение персонала;
       • управление заработной платой;
       • управление дисциплинарной системой организации.
   В рамках осуществления данных функций кадровой работы должны выполняться следующие обязанности:
   - проведение поиска, отбора и найма работников с необходимой квалификацией;
   - определение размера заработной платы, форм и порядка материального стимулирования работников предприятия;
   - обеспечение приемлемого уровня трудовой и исполнительской дисциплины работников;    - определение очередных отпусков работникам;
   - проведение процедуры увольнения работников в соответствии с действующим законодательством.
   Так же надо отметить, что, несмотря на существенные различия в кадровой работе организаций, которые находятся на разных уровнях развития, с различной экономической специализацией, организационно-правовой формой ведения бизнеса и т.д., есть у кадровых служб совпадающие, универсальные обязанности. Одной из них является организация кадрового делопроизводства.
   Недооценивать данную задачу нельзя. Рациональная и юридически верная организация делопроизводства способствует:
   - оптимизации документооборота за счет уменьшения количества документации;
   - обеспечению соблюдения действующего трудового, налогового, пенсионного законодательства;
   - повышению эффективности кадровой работы в решении ее основных обязанностей.
   Наряду с вышеперечисленными обязанностями кадровая работа должна решать дополнительные обязанности, нацеленные на развитие предприятия и соблюдения трудовой дисциплины, а именно:
   - разработка кадровой политики предприятия;
   - составление правила внутреннего трудового распорядка на предприятии;
   - организация мероприятия по адаптации нового сотрудника на предприятии, с прикреплением к нему наставника на определенный срок;
   - планирование дополнительной потребности предприятия в рабочих, специалистах, руководителях, служащих требуемых специальностей;
   - осуществляет планомерную и систематическую оценку и аттестацию персонала с точки зрения эффективного использования и развития возможностей работающих;
   - разработка положения об аттестации персонала;
- оказание содействия и осуществление контроля за результатами аттестации персонала;
   - разработка программы обучения работников предприятия, формирование группы обучения, формирование группы обучаемых, заключение договора с высшими, средними специальными, профессионально-техническими и другими учебными заведениями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
   - обеспечение организации трудового процесса всех категорий работников, контроль за состоянием охраны труда, совершенствованием организации труда, за использованием и регулированием рабочего времени, творческой активности персонала;
   - разработка положения об оплате труда и премированию персонала на предприятии;
   - осуществление контрольных функций с позиции соответствия всех реализуемых мер в кадровой работе нормам трудового права.
   Для повышения эффективности кадровой работы все же целесообразнее все выше перечисленные обязанности закрепить за конкретным исполнителем, например, за заместителем генерального директора или менеджером по персоналу и разработать положение о кадровой службе (службе управления персоналом) или должностную инструкцию на данную должность. Но все это может выполнять и сам руководитель предприятия.
   Грамотный менеджер по персоналу может активно влиять на уровень исполнительской дисциплины работников. В этом заключается его специфическая возможность повышать производительность труда. Он косвенно влияет на повышение доходов. Целый ряд практических способов, с помощью которых менеджер имеет возможность влиять на доходы организации, приводится ниже.

№ п/п
Способ влияния
Результаты
Инструменты
1
2
3
4
1
Укрепление трудовой дисциплины Сократятся невыходы на работу по уважительным причинам, опоздания на работу, случаи использования рабочего времени в личных целях Комплекс мер по укреплению трудовой дисциплины и их контроль. Введение системы наказаний за нарушение трудовой дисциплины
2
Устранение непроизводственных потерь рабочего времени Повысится производительность труда на каждом рабочем месте Анализ рабочего места и рабочих процессов, грамотное проектирование рабочего места
3
Минимизация текучести персонала Сократятся затраты, связанные с вводом нового человека в должность и его обучение. Создастся рабочая атмосфера, способствующая удовлетворенности работой Создание в организации благоприятного психологического климата, осуществление на практике принципа здоровых человеческих отношений
4
Поддержание на конкурентоспособном уровне заработной платы работников и пакета социальных программ Минимизируется уровень текучести персонала, формируется "корпоративный дух" организации, повысится оценка организации со стороны ее работников, появится стимул к большей самоотдаче на работе, повысится производительность труда, улучшится качество обслуживания Анализ рынка труда специалистов организации, анализ размера их заработной платы, анализ социальных программ конкурентов. Разработка соответствующих программ и предложение их руководству. Их внедрение и контроль
5
Правильная организация обучения и переобучения работников Повысится уровень оценки организации в глазах ее работников, повысится производительность труда, повысится уровень обслуживания клиентов, сократится число ошибок в документах, сократятся суммы штрафов, выплачиваемых внешним организациям Проведение на регулярной основе оценок работы персонала и аттестаций. Анализ учебных заведений и учебных программ, необходимых организации, анализ условий обучения. Заключение договоров на обучение с сотрудниками и организациями, предоставление условий для учебы. Планирование и контроль
6
Поддержание здоровья работников и создание безопасных условий труда Сократится количество отпусков по временной нетрудоспособности. Сформируется особый "корпоративный дух" организации, произойдет сплочение коллектива, повысится оценка организации в глазах его служащих. Повысится уровень работоспособности Регулярное проведение диспансеризации работников, профилактических медицинских мероприятий. Предоставление возможности работникам бесплатно посещать спортивные клубы, залы, бассейны. Разработка программ по поддержанию здоровья, их внедрение и контроль
7
Прием на работу достойных специалистов Повысится производительность труда на каждом рабочем месте, повысится уровень обслуживания клиентов, сократится число ошибок в документах, сократятся суммы штрафов, выплачиваемых внешним организациям. Создастся благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий продуктивной работе Проведение анализа работы сотрудников, аттестаций, разработка должностных инструкций и положений о подразделениях, формирование конкретных профессиональных, физиологических, психологических и квалификационных требований к должности. Всесторонний анализ кандидатов на работу.
8
Поддержка и поощрение (материальное и моральное) работников, творчески подходящих к своей работе и выдвигающих рационализаторские предложения Повысится производительность труда. Повысится уровень обслуживания клиентов. Укрепится численность новых клиентов. Повысится уровень оценки в глазах ее работников Изучать идеи работников и предлагать к внедрению лучшие из них. Создать общественный совет из высококвалифицированных специалистов, рассматривающих программу и внедрить ее


   Теги: Кадровая работа на малом предприятии, кадровое делопроизводство, поддержание здоровья работников и создание безопасных условий труда
 
 
 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту