Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
Концепция фирмы Печать

 

Для чего фирме нужна концепция

   Концепция (миссия, линия деятельности) фирмы характеризует идеологию формирования и развития предприятия. Её выборка позволяет сформулировать линию деятельности, которая стимулирует коллектив в стремлении к достижению цели. Эффективно сформулированная концепция рождает положительные эмоции в отношении предприятия, мобилизует коллектив на конкретные действия.
   Формулирование миссии – это не только ответ на вопрос, почему фирма делает то, что она делает, но и нечто большее, чем определение роли фирмы.
   Каждая целенаправленная система исполняет несколько ролей, например производителя, потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика.
   Концепция – это линия поведения, объединяющая всё множество ролей фирмы, без которой фирма или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Миссия фирмы служит мотивации смысла работы членов организации.
   Например, концепция фирмы может быть сформулирована следующим образом: «Создание экономически эффективной и социально востребованной бизнес модели, имеющей позитивную репутацию во внутренней и внешней среде, обладающей наличием корпоративных ценностей».
   В какой-то мере в концепции заявляются идеалы - результаты, выглядящие порой недостижимо, но приближение к которым возможно и желательно.
   Концепция включает:
   Формулирование целей бизнеса;
   Выработку стратегии деятельности или нахождение конкретных путей достижения целей;
   Выбор средств практического достижения поставленных целей.
   Выработка концепции играет важную роль в становлении и развитии бизнеса. Её влияние на успех бизнеса определяется следующим:
   - Процесс выработки концепции имеет большое значение, поскольку заставляет руководство фирмы всесторонне оценить факторы, лежащие в основе её деятельности.
   - Осмысление концепции помогает получить широкую панораму бизнеса, что позволяет и руководству, и персоналу фирмы взглянуть на происходящее как бы с высоты птичьего полёта, без чего не мыслимо обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и успех бизнеса.
   - Концепция имеет большое значение для коммуникации как внутри фирмы (позволяет лучше понять цель бизнеса её сотрудникам), так и вне её (способствует доведению информации до акционеров, поставщиков и потребителей).
   Концепция бизнеса включает следующие факторы:
   • Широта удовлетворяемых потребностей потребителей товаров или услуг.
   • Совокупность потребителей.
   • Ассортимент выпускаемой продукции.
   • Конкурентные преимущества фирмы.

Определение целей фирмы

   Выработка концепции фирмы предполагает формулирование его целей.
   Цели – это те ключевые результаты и главные ориентиры, которые должны быть достигнуты в определенный период, и для достижения которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
   Цели являются изначальным элементом системы управления предприятием (фирмой), выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Следовательно, если нет цели на предприятии, то и нет управления им.
   Цели предприятия задают и определяют основу для конструирования, мобилизуют коллектив для достижения результатов.
   При определении целей обычно возникает несколько вопросов:
   - какие выбрать и в какой последовательности их расставить;
   - насколько они актуальны и как оцениваются возможности их достижения.
   К типичным относятся цели, связанные с ролью данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Постановка целей способствует выполнению основной функции предприятия, выраженной в его линии деятельности. Кроме того, могут формулироваться и ставиться вспомогательные цели, способствующие достижению непосредственно функциональных результатов.

   Целями (стратегией развития) фирмы могут быть:
   А) Внутренняя среда:
   - профессионализм сотрудников;
   - разумная инициатива и творческий подход к делу;
   - энергичность и коммуникабельность,
   - создание условий для саморазвития, творческого и карьерного роста;
    - создание условий для развития бизнеса;
   - социальная защищенность сотрудников.

   Б) Внешняя среда:
   - широкий ассортимент товаров и услуг;
   - индивидуальный подход к каждому клиенту;
   - расширение доли рынка;
   - освоение новых регионов;
   - выполнение своих обязательств перед клиентами и партнерами;
   - производство новых видов товаров и услуг;
   - опережать конкурентов в развитии бизнеса;
   - ведение честного бизнеса.

Стратегия деятельности фирмы

   После определения линии и целей бизнеса наступает этап выработки стратегии.
   Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.
   Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе, в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей успевать за изменениями, происходящими во внешней среде. Например, стратегия японских фирм характеризуется следующим:
   - ориентацией на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы;
   - ориентацией на место в этой среде;
   - отсутствием детерминированного курса;
   - учетом и использованием всех возможностей для выживания и усилением своей роли в изменяющемся мире не только в текущий момент, а на длительную перспективу;
   - выделением в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.
   При данной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность в умении путем быстрых перестроек отвоевывать свое место на рынке.
   Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии бизнеса.
   Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих внутреннее состояние фирмы и внешнюю среду. Стратегия должна отвечать на вопрос: какие существуют альтернативные варианты улучшения использования имеющихся на предприятии ресурсов и возможностей для достижения поставленных с учетом элементов внешней среды целей?
   При выборе стратегии должны быть учтены следующие ключевые факторы:
   - сильные стороны отрасли;
   - сильные стороны фирмы;
   - цели фирмы;
   - финансовые ресурсы фирмы;
   - квалификация работников;
   - степень зависимости от внешней среды;
   - временной фактор.
   Выбранная стратегия подвергается оценке, которая осуществляется путем анализа правильности и достаточности факторов, определяющих возможности ее осуществления. Основной критерий оценки: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных фирмой целей.
   Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
   - соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
   - соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
   - приемлемость риска, заложенного в стратегии.

   Теги: Концепция и цели фирмы, стратегия деятельности, внутренняя и внешняя среда, развитие бизнеса
 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту